Фотограф Анна Павлова стала одной из первых пассажирок беспилотного такси  / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Домчит с ветерком. В столичном технопарке протестировали автомобиль, которым управляет компьютер

Город
17 августа в столице разработчики беспилотного транспорта впервые показали, на что способен отечественный автомобиль-такси «Матрешка», которым управляет компьютер.

Полигон на задворках технопарка «Калибр» имитирует неширокую городскую улицу. Есть участок с круговым движением, пешеходные «зебры». На обочинах — дорожные знаки. По полигону небыстро, со скоростью активного пешехода, движется странный желто-черный автомобиль с «шашечками» и надписью TAXI. Впрочем, автомобиль ли? У транспортного средства, в анфас действительно напоминающего фигурку матрешки, показательно нет ни лобового, ни заднего стекла. Только «глазки» широкоугольных камер высоко — порядка двух метров над землей. Сразу понимаешь, что это ответственный орган управления. «Матрешка» «видит» знак пешеходного перехода и останавливается, готовясь пропустить потенциальных пешеходов. На главной дороге — чуть ускоряется, перед въездом на перекресток — притормаживает.

«Пешеходная» скорость выбрана не случайно: рядом идет оператор — все-таки система еще обучается, и иногда необходим переход на ручное управление. С пульта, как у компьютерной приставки — он у оператора в руке.

— Это уже третье поколение нашего «беспилотника», — рассказал корреспонденту «ВМ» руководитель разработки системы автопилотирования Антон Поппель. — Мы ими занимаемся с 2015 года, сначала это были совсем простенькие машинки. А этот «Сити Кэб» практически готов к городским испытаниям. Он полностью собран из отечественных комплектующих.

К слову, в отличие от многих зарубежных аналогов разработчики «Матрешки» тактично не указали, каких именно — наш беспилотник для ориентирования в городской среде использует новейшую и весьма перспективную технологию «компьютерного зрения». То есть камеры передают изображение в бортовой компьютер, тот сопоставляет картинку с программой и в доли секунды решает, что делать — тормозить перед «зеброй» и светофором, неожиданным препятствием на дороге — автомобилем или пешеходом.

Западные разработки используют радары и лидары, то есть уловители звуковых и световых волн. Однако оборудование это сложное, дорогостоящее и не очень надежное. В задачу же разработчиков, пояснил Антон, входило максимальное удешевление конструкции.

Однако не повлияют ли дождь, снег и грязь на «зрение» оптики беспилотника? — Мы тестировали «Матрешку» в разных погодных условиях с сентября прошлого года, — успокоил Антон Поппель. — И, естественно, учли нюансы, разместив оптику как можно выше и научив компьютер работать при загрязненных поверхностях.

— Правительство Москвы ведет новую промышленную политику, в которой упор делается на современные, высокотехнологичные компании, — рассказал «ВМ» Владимир Дождев, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. — Беспилотный автотранспорт — одна из динамично развивающихся отраслей, и очень важно, чтобы российские компании заняли в ней свою нишу. Полигоном для разработок и испытания новых технологий и техники становятся столичные технопарки, которые создаются столицей специально для нужд высокотехнологичных компаний.

Создатели «Матрешки» (слева направо): инженер Олег Шипитько, водитель- испытатель Даниил Лисюткин и создатель системы автопилотирования Антон Григорьев  / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Естественный вопрос: когда мы сможем увидеть беспилотные автомобили на дорогах общего пользования? Если говорить о Москве, то никак не ранее конца следующего года: возможно, «Матрешки» будут кататься по дорогам «Сколкова». А вот на Дальнем Востоке с «калибровским» беспилотником познакомятся уже будущей весной.

По словам Антона Поппеля, испытания «Матрешки» на дорогах общего пользования пройдут на острове Русский, где нет такого интенсивного движения, как в столице.

Оставшееся до весны время будет использовано с толком. Нужно продумать особенности инфраструктуры, необходимой для внедрения проекта в повседневную жизнь.

А еще, конечно, нужны изменения в законодательство, в первую очередь в автострахование. Если беспилотник устроит аварию, кто ответит? Ведь за рулем-то никого нет.

ЦИФРА

60 километров в час сможет развивать беспилотник в городских условиях после тестирования и «обучения». И по словам разработчиков, это не предел.

ПРЯМЫЕ РЕЧИ

Максим Ликсутов, заместитель мэра по вопросам транспорта, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы:

— Наши ведущие эксперты в области транспорта считают, что в ближайшие десять лет такси и машины каршеринга будут работать в автоматическом режиме без привлечения водителей, как беспилотники. Таким образом, услуги такси и каршеринга соединятся в один сервис. Но для того, чтобы такие машины могли в принципе ездить, они должны обмениваться сигналами с установленными в городе светофорами. Кстати, все наши све то форные объекты соединены с Центром организации дорожного движения, поэтому технически мы сможем передавать необходимые сигналы беспилотным автомобилям, если они однажды появятся

Игорь Моржаретто, Автоэксперт:

— Не нужно думать, что автомобили-беспилотники — это какой-то далекий завтрашний день. Беспилотники прочно войдут в нашу жизнь в ближайшие пять-десять лет. Скорее всего, первым массовым применением таких транспортных средств станут грузовые перевозки — из цепочки доставки груза получателю просто уберут водителя.

Насколько я знаю, разработки таких автомобилей сейчас ведутся по всему миру, от США до Китая, и хорошо, что Россия не отстает. Что нужно для внедрения беспилотников? Прежде всего обособленные полосы для движения, куда путь лихачам будет закрыт. И сеть датчиков вдоль трассы — они будут обмениваться информацией с бортовым компьютером. Погодные условия, температура покрытия, видимость, освещенность — для безопасности движения.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator