На фото: врач реаниматолог-анестезиолог-спасатель Анатолий Пономарев / Фото: Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

Небесная скорая помощь прилетит за пациентом через 8 минут

Город
Летчики и врачи единственного в стране столичного авиаотряда экстренного реагирования продемонстрировали свои специально оборудованные вертолеты. Корреспондент «ВМ» оценил, насколько быстро экипажи реагируют на чрезвычайное происшествие.

В бригаде, которая вылетает на помощь пострадавшим людям на вертолете ВК117 всего пять человек – два летчика, два врача и фельдшер. Один из врачей обязательно – анестезиолог-реаниматолог с допуском спасателя, ему разрешено входить прямо в очаг поражения. То есть, в центр ДТП или в горящий дом. Врача-спасателя легко отличить внешне: на нем алый жилет, в карманах которого – все предметы первой необходимости, руки при этом остаются свободными.

- В машине – медицинский модуль, - поясняет врач-реаниматолог «Московского авиационного центра», входящего в Департамент ГОЧС и ПБ Анатолий Пономарев. – Кислородные баллоны, два аппарата вентиляции легких, дефибриллятор, монитор, на котором отражаются все функции организма, носилки, спинальный щит (если подозревается травма позвоночника, - «ВМ»). То есть, это палата интенсивной терапии в воздухе.

Как признался врач, некоторые отличия от наземной машины «скорой» есть: иногда, если нужно, к примеру, установить катетер в шею пострадавшего, приходится просить летчиков уменьшить скорость. И все равно, транспортировка больного из Новой Москвы в тот же Институт Склифосовского занимает 15 минут. Вместо 3-4 часов, которые будет ехать «скорая». Можно представить, сколько жизней уже спасли авиаторы, только тем, что быстро доставили пациента в больницу. Заодно, врачи и летчики развеяли расхожий миф: вертолет доставляет пострадавших бесплатно, вылет не входит в перечень обязательного медицинского страхования (ОМС), но оплачивается из бюджета Москвы. Время доставки пострадавших внутри «старой Москвы» - всего 8 минут.

За годы работы вертолетные экипажи поучаствовали в спасении людей крушении "Невского экспресса", тушении высотного пожара в «Сити», вылетали на теракты на «Лубянке» и «Парке культуры», помогали жертвам водителя автобуса, который недавно въехал в подземный переход у метро «Славянский бульвар».

- На этом маленьком вертолете (ВК 117, - «ВМ») можно сесть практически везде, – поясняет летчик Александр Никитин. – Но полеты над Москвой сложные: везде провода, высоковольтные сети, высотные здания. 

В бригаде, которая вылетает на помощь пострадавшим людям на вертолете ВК117, всего пять человек: два летчика, два врача и фельдшер / Фото: Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

2018-й год начался для вертолетчиков «МАЦ» активно: уже утром 1 января пришлось лететь на пожар в Южном Бутово, где спасли троих. Затем было ДТП на МКАД, откуда экипаж отправил в больницу двух человек. Всего же за прошлый год санитарные экипажи совершили более трех тысяч вылетов, обработав около 900 заявок ЦЭМП. А вот пожарные вертолеты Ка-32 привлекались на трех сложных пожарах (например, в торговом центре «Синдика»), в ходе которых сбросили 607 тонн воды.

В среднем ежесуточно дежурная бригада -5 человек - делает до семи вылетов. Но не в этот день – мокрый снег с дождем и туман оставляют «птичек» в ангаре. «Такая погода 2-3 дня в году бывает», жалуются летчики. Но своей службой они гордятся и свысока смотрят на вертолетчиков, которые работают «личными водителями» у крупных предпринимателей.

Кстати, летчики МАЦ перенесли из армии, где почти все они ранее служили, летные поверья и суеверия. Они никогда не скажут «последний вылет», только «крайний», не станут фотографироваться перед полетом. А если дежурство выпало на 13-е число, то говорят «после 12-го» или «перед 14-м». Но суеверия не мешают экипажам вертолетов быстро и качественно выполнять свою работу.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег Катальшев, заместитель директора ГКУ «МАЦ» по организации летной работы:

– Московский авиационный центр был создан в 2003 году. Сейчас у нас десять вертолетов. Ми-26 – самый большой из существующих может поднять 15 тонн воды. Ка-32, которые поднимают до 5 тонн. У нас есть три ВК 117, которые выполняют экстренную медицинскую помощь. И машина BELL 429, который используется для мониторинга. Мы уникальны тем, что наша основная задача – стоять на страже города и любые сложные ЧП мы должны прийти на помощь, доставить людей в больницы, потушить пожары, которые по-другому не потушишь. Задачи стоят экстренные, военные, но мы работаем по законам гражданской авиации.

amp-next-page separator