Благоустройство улиц меняет сознание и восприятие человека. На фото: Елизавета Шурыгина, Верхняя Радищевская / Фото: Александра Лазарева, специально для «Вечерней Москвы»

Роман с плиткой. Как мощение улицы формирует философию москвича

Город
Мир вокруг такой, каким его создал человек. Все механизмы, летящие по улицам, строения, стремящиеся ввысь, дороги, ведущие к горизонту. Мы влияем на мир, изменяем его, преобразовываем. Урбанизируем. Это мы, люди, воздвигли города на месте пустырей, проложили каналы и тоннели в скалах, достали нефть из недр земли.

Но все наши усилия в конечном счете – кольцевое движение. Потому что мир, который мы создаем, создает других нас. Меняет нас под себя. Дает нам другие мысли, культуру, образ жизни.

Дом на соседней улице меняет наше сознание. Фонарь во дворе, плитка на улице – тоже. И это так же верно, как верно то, что философия нового москвича – гедонизм.

КОЛОНКА

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы

Такие решения позволяют показать жителям и гостям столицы, как были благоустроены улицы несколько столетий назад / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

То, что окружающая среда формирует человека – бесспорный факт, доказанный не одним исследованием. И все они показывают, что в однообразной, достаточно депрессивной среде гораздо выше уровень преступности, ниже социальная активность и даже уровень образования. Люди, живущие в однообразной среде, не воспринимают общественные пространства как место, где они живут – оно ограничено порогом их квартиры. Отсюда и мусор на улицах, и грязь в подъездах.

Долгие годы в Москве среда создавалась таким образом, что мы в итоге получили унылый «панельный бублик». Среда стала античеловечной, и об этом сегодня говорит и общий эмоциональный фон определенных пространств, и уровень криминализации на периферии.

Но и обратная ситуация тоже справедлива. Если человек может с первого взгляда отличить свой район, дом, в котором он живет, от сотни других, то он будет подсознательно за ним следить и ухаживать. Если его двор уникален и выделяется из общей массы, то люди сами будут беречь его. Это чувство адресности – как раз то, что мы пытаемся привить москвичам. И сегодня идет поиск симбиоза между технологичностью, оптимизацией и стандартизацией всего и вся и архитектурной идентичностью. Такая задача сформировалась сама собой.

Поэтому мы стали активно внедрять конкурсную практику. Практика показывает, что именно соревнование не только идет на пользу жителям, которые в результате живут в домах и гуляют по общественным пространствам, но и открывает новые имена в архитектуре. Яркий пример – только с конкурсами на новые станции метро мы получили около двух десятков новых имен. Мы увидели, что молодые специалисты могут сделать – и делают – конкурентоспособные проекты, которые показывают нам что-то новое.

РЕВОЛЮЦИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА 

Город, удобный для жизни – обязывающая формулировка. Настолько, что на первых порах ее реализация казалась мифом. Может ли быть удобным стоящий в пробках, загруженный киосками, скрытый рекламой город, где в центр выезжают ненадолго, на автомобиле, пробегом, мельком, на секунду? Что там в центре делать? Гулять негде – 50-сантиметровый тротуар, плавно переходящий в 30-сантиметровую заасфальтированную тропинку променада не предполагает. Красная площадь? Ну, не каждый же день. Так и стал центр – автомобильно-офисным серым городом в городе. Забытые набережные, припаркованные в три ряда машины, отсутствие деревьев. Камень и пыль. Город, комфортный для жизни – это почти непосильная задача. В таких-то производных! Но – нет. Прошло всего-то семь лет – и результат налицо. Почти справились.

Произошедшие перемены нет нужды перечислять. Достаточно выйти в центр в любое время суток – на Никольской не протолкнешься, даже в мороз здесь гуляют москвичи. А на Триумфальной площади, когда-то огромной парковке с памятником в центре, уныло возвышающимся над машинами, у качелей в выходные образуется очередь. И таких примеров – сотни.

Триумфальная площадь. Влад Михайлов отдыхает на качелях / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Что же случилось? Что так привлекает горожан в центре? Ответ очевиден – улицы стали другими. Теперь здесь уютно, здесь хочется бывать, гулять, смеяться. Чтобы так поменялся настрой, городским властям пришлось сделать многое. Темпами, которые далеко не у всех горожан вызвали восхищение. И главный фактор, преобразивший столицу – программа благоустройства «Моя улица».

Как сообщили в пресс-службе Департамента капитального ремонта, масштабная реконструкция, которая прошла по этой программе в столице, рассчитана на 70-100 лет.

- Это долгосрочная экономия бюджетных средств, - подчеркнули в пресс-службе. – Даже если сегодняшние преобразования стоят недешево, в процессе эксплуатации они себя окупят.

Первыми, пожалуй, эффект от программы «Моя улица» ощутили предприниматели – владельцы кафе и магазинов в центре столицы. Объяснение простое – много пешеходов равно много покупателей. А интересы пешехода наконец-то оказались в приоритете. Так, по программе благоустройства тротуары на всех улицах в среднем расширились до трех метров. Где это было возможно – до шести и более. Кроме прочего, появилось место для установки уличных кафе или киосков.

Лето промелькнуло, ушло. Но ведь его хватило на все самое важное! А это — главное / Фото: Наталья Феоктистова

Еще одна бросающаяся в глаза перемена – отказ от мощения пешеходной части улиц асфальтом. Городская среда стала «камерной», уютной.

Эффект обещает быть долгосрочным - для мощения улиц выбрали долговечный гранит.

- Тому есть много причин, - пояснили в Департаменте. – Одна из основных: возвращение городу исторического облика. Известно, что мощение из природного гранита применялось, например, на Моховой улице, Волхонке, Бульварном кольце.

К тому же, гранит – долговечный материал. Его срок службы гораздо больше, чем у асфальта. Да и быстрый ремонт подземных коммуникаций без укладки нового покрытия позволяет сэкономить довольно много средств.

В отличие от асфальта, выделяющего при нагревании вредные вещества, плитка не только комфортна, но и экологична, - пояснили в пресс-службе ведомства.

Концепцию благоустройства столицы разрабатывали не только московские урбанисты, но и заграничные. Использовать плитку для мощения улиц – один из советов, который иностранные коллеги дали столичным экспертам.

- Важно и то, что благодаря мощению, мы поддерживаем и российских производителей, создаем новые рабочие места, обеспечиваем заказами производства Урала и Карелии, - пояснили в Департаменте капремонта. - Москва имеет большой опыт по заказу и поставке гранита, известны основные участники рынка. Это 15 российских месторождений, включая такие как Возрождение, Мансуровское, Южно-Султаевское, Балтийское.

Власти отказались от мощения пешеходной части улиц асфальтом, выбрав долговечный гранит. На фото: Екатерина Дубровская на улице Большая Полянка / Фото: Александра Лазарева специально для «Вечерней Москвы»

При этом, урбанисты учитывали и российские особенности климата. Чтобы плитка не была скользкой, ее поверхность при изготовлении специальным образом обрабатывают – с помощью высоких температур. Это позволяет создать шероховатую поверхность у гранита.

- По гранитной плитке большого размера, – а именно такая применяется при мощении тротуаров и пешеходных зон в рамках благоустройства по программе «Моя улица» – удобно ходить в любой обуви, так же, как и передвигаться на колясках, - рассказали в пресс-службе. - Что касается наледи, то она, образуется на любом покрытии. При ледяном дожде, к сожалению, выпадающем в зимний период до 5-6 раз, «каток» практически неизбежен. Коммунальные службы нацелены на максимально быструю специальную обработку улиц для создания сухой поверхности с целью предотвращения обледенения. На столичных улицах используются безопасные противогололедные материалы, состоящие преимущественно из мраморной крошки с муравьиной кислотой.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За счет проведенных работ по благоустройству:

  •  в 2-4 раза увеличилось число пешеходов на улицах города;
  •  услугами городского велопроката воспользовалось более 1 млн человек;
  •  75 млн человек участвовало в уличных фестивалях;
  • с 1 377 до 2 000 выросло количество летних кафе;
  • с 12,8 млн до 17,5 млн составил рост числа туристов по отношению к 2010 г. 

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Козлов, член Общественной палаты Москвы, генеральный директор АНО «Центр развития профессиональных квалификаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

Фото: пресс-служба Общественной палаты Москвы

-Есть такое понятие, как «экология глаза». Человек, выходя из своего подъезда, видит городскую среду, которая начинается с благоустройства дворовой территории, парков и скверов, выходит на центральные улицы. Все это составляет единую систему.

При этом, для работ по благоустройству, очень важно учитывать мнение жителей. Когда через портал «Активный гражданин» у москвичей спрашивают, какие улицы, общественные пространства требуют благоустройства в этом году, какие именно работы там надо провести, жители осознают, что они – часть процесса согласования проекта, они участники процесса благоустройства в целом. И в этот момент меняется восприятие всего благоустройства.

Плитка или асфальт? Да, кто-то считает, что быстрое и недолговечное решение – это правильно. Но если рассчитывать на благоустройство территории, которое может существовать десяток лет без дополнительных работ, выбор становится очевиден. И он в пользу плитки. Мощение плиткой – это решение, можно сказать, на века. А еще, что тоже немаловажно, работы, проведенные в 2017 и в 2016 году в Москве, да и в целом за семь лет, говорят о системном подходе к благоустройству.

Зоя Михайловна Зотова - руководитель Комиссии Мосгордумы по экологической политике / Фото: Игорь Ивандиков

Примером могут служить и европейские столицы. Там повсюду используются каменные плиты, они на порядок долговечнее. У них там и термин «ямочный ремонт» используется крайне редко. В том числе и потому, что «ямочный ремонт» не характерен для мощеных плиткой улиц.

Этим летом к нам обращались горожане. И задача нашей Комиссии в Общественной палате Москвы фиксировать все обращения и передавать их по адресу. Были и пожелания, и жалобы на масштабные работы по программе «Моя улица». Чаще всего москвичей волновало, что неудобно передвигаться – огромное количество улиц в ремонте. Мы объясняли, проводя даже аналогии с ремонтом в квартире, что лучше отремонтировать за один сезон все, чем растягивать процесс на годы. И это объяснение москвичей устраивало. Они понимают, что стоит потерпеть немного, но затем получить хороший результат.

При выборе материала мощения, я совершенно точно знаю, учитывался климат Москвы и его особенности. Плитку, которой мостили улицы, специально делали шершавой – и это очень важно, позволяет нивелировать травматичность. Кстати, у некоторых критиков программы благоустройства, возникали сомнения, что убирать плитку будет неудобно, некоторые и вовсе заявляли, что ее придется убирать вручную. Практика использования опровергла все эти тезисы. Я сам неоднократно наблюдал, как убирают плитку с помощью маленьких машин – «Бобкэтов», они убирают качественно и щетками буквально моют поверхность, счищая весь снег. Улицы в центре тому отличное подтверждение.

Знаете, я ведь и сам стал чаще гулять в центре Москвы. И когда ко мне приезжают гости из других регионов России, из других стран Европы, они все удивляются. Они привыкли, что там «вылизан» и благоустроен какой-то небольшой кусочек исторического центра. И когда они видят Москву, видят, что почти все улицы в центре благоустроены, они очень сильно удивляются.

Зоя Зотова, депутат Мосгордумы, глава комиссии по экологической политике

Как показала практика, плитка зимой скользит не больше, чем асфальт / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

- Мы уже привыкли к плитке. Сейчас ко мне часто обращаются – и через приемную, и при встречах – чтобы вымостить плиткой ту или иную улицу. Она долговечнее, ее легче убирать. Она, кроме всего прочего, экологична. Вот, предположим, жара летом, асфальт начинает плавится, образуются испарения - очень вредные для человека. А плитка – каменная, испарений быть не может. Сегодня горожане это уже понимают, потому что экологичная сознательность москвичей растет. Года два назад были мнения, что плитка может быть скользкой. Но вот, этот материал уже опробовали на практике, и поняли – нет, скользит не больше, чем асфальт. Прошел дождь, подмерзло и даже асфальт станет катком. А поверхность у той плитки, что укладывают в городе, шершавая. С точки зрения растительности, для города тоже лучше использовать плитку. Во-первых, есть доступ кислорода к почве, во-вторых, сам материал – экологичный. Растения чувствуют себя намного лучше, когда вокруг – натуральный камень.

Примером благоустройства плиткой могут служить и европейские столицы. На фото: памятник Бенедикту Спинозе, Амстердам / Фото: Марина Черняк, «Вечерняя Москва»

НОВЫЙ МОСКВИЧ

Такие глобальные перемены не могли не отразиться на философии горожанина. Потому что мир вокруг нас стал другим, а это значит, что и нам пришло время измениться. И перемены начались. И эти перемены обуславливает не только общая концепция благоустройства, но и каждый ее элемент в частности.

Так, от того, какое покрытие на улице, зависит и то, какой горожанин будет по этой улице идти. «Человек-асфальт» и «человек-плитка» – два совершенно разных представителя социума. Как плитка может повлиять на человека, почему возникает вандализм и как в архитектуре работает принцип Бритвы Оккама, рассказала директор музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева.

Выбор покрытия зависит от многих условий. На фото: Варварка. Артем Зыков и Ольга Савкина / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

- Давайте поговорим о параметрах эстетики среды, которая задается архитектурой?

- Здесь речь идет не только о таких абстрактных понятиях, как красота или гармоничность, цветовой баланс… Это субъективные вещи – одним красиво, а другим - нет. Здесь речь идет скорее о комфортном существовании человека в пространстве, которое он создает. Удивительно, но вопрос «комфортного существования» в урбанистике поставили относительно недавно – в начале ХХ века. Наука существует очень давно - приблизительно 2,5 тысячи лет. В ее основе - труды Гипподама Милетского и Платона. Окончательно, как наука, урбанистика оформилась ко второй половине XIX века. Тогда вопрос комфорта для человека вообще не стоял в повестке дня. Основное внимание ученые уделяли городу с точки зрения удобства развития города. А во второй половине ХХ века произошел поворот. Ученые стали рассматривать города с точки зрения комфорта среды обитания человека.

- И с точки зрения комфорта – мощение улиц имеет большое значение. Но влияет ли тип покрытия на восприятие горожанином города?

- Да.

- Каким образом?

- Все зависит от нескольких факторов.

Во-первых, это материал мощения. Можно мостить искусственным материалом, можно природным.

Природный выглядит более аутентично, но жутко неудобно, особенно в современных условиях. Это, как правило, булыжник, который невозможно подогнать ровно один к одному, ведь это все-таки камни. Значит, щели между элементами мощения необходимо «забивать». Но все равно идеально ровной поверхности не получится.

Современные строительные материалы мощения – искусственные – дают возможность добиться почти идеальной гладкости и ровности поверхности. Фактура зависит исключительно от задумки архитектора. Она может быть гладкая или грубая. Это, как правило, гранитный камень или материал, его имитирующий.

Во-вторых – климат. Например, часть улиц в Риме вымощена мрамором. И этот мрамор в том редком случае, когда в Риме раз в 40 лет идет снег, превращается в кошмар. Если мы говорим о северном климате, то мостить натуральным камнем –не самое комфортное для горожанина решение. Надо использовать какие-то искусственные материалы. Климат крайне важен.

Черный габбро приехал в Москву с островов Онежского озера в Карелии в 1924 году / Фото: скриншот видео/брусчатка габбро

В-третьих – это проходимость улицы. Асфальт, конечно, гораздо менее удобный материал мощения. Ведь в случае замены подземных коммуникаций при плиточном мощении придется всего лишь разобрать часть кладки, которую затем можно без ущерба уложить на место. Никаких пятен, никаких заплаток. А асфальт таким спектром возможностей не обладает.

Но асфальт значительно более дешевый материал. И это – четвертый фактор. Потому что любое качественное мощение дорого. Дешевой плиткой мостить бессмысленно – она раскалывается с течением времени. И, учитывая особенность московских грунтов, начинает плыть.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

СПРАВКА

Гипподам Милетский  (498 год до н. э. — ок. 408 года до н. э.) – древнегреческий ученый. Разработал планировку Фурий и Пирея, а также, предположительно, Родоса. В Фурии Гипподам продемонстрировал самостоятельное решение – он разделил город на 12 кварталов поперечными и продольными улицами. Пирей, который находился на возвышенном морском берегу, разделил на четыре зоны – жилую, торговую, административную и военную.

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Елизавета Лихачева, директор музея архитектуры им. Щусева

Как это ни удивительно звучит, но само понятие городского пространства очень размыто. Что такое город? Чем город отличается от поселка городского типа? Где эта самая волшебная грань? Количество жителей? Не всегда. Есть города, например, в Западной Европе, да и у нас, где число жителей едва ли превышает 20 тысяч человек. Но это – города. И поселение с таким же количеством жителей считается поселком городского типа. Как это случилось? По каким критериям произошло разделение? Непонятно.

 

МОСКВА ЧЕРНОКАМЕННАЯ

В самом сердце планеты, под влиянием высоких температур и огромного давления земной толщи, рождается один из самых твердых камней Земли - черный габбро. Миллионы лет назад габбро был магмой, которая медленно остывала, впитывая характер земной тверди, на глубине. Этот материал выдерживает поразительные нагрузки. Если габбро полностью погрузить в воду и 100 раз заморозить и разморозить, то он сохранит целостность. Для сравнения - кирпич справляется с 15 такими циклами. По потомку магмы может пройти миллион человек, износ породы составит меньше 0,12 миллиметра в год!

Посетители на Московском фестивале «Книги России» на Красной площади. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Черный габбро приехал в Москву с островов Онежского озера в Карелии в 1924 году. Именно его выбрали для мощения самой главной площади страны. На укладку понадобилось более пяти миллионов камней. Габбро раскалывают вручную, а потому - поверхность плитки выглядит рельефной и естественной.

Добыча самого прочного камня Земли ведется и в наши дни. Правда, стоит он недешево. Именно черный габбро – исторический предок современной плитки.

"Островки" истории, замощенные черным булыжником, все еще можно встретить в столице. Также, как и найти старинную плитку из глины, например. Все секреты старинных тротуаров знает москвовед Филипп Смирнов. Он и провел для нас экскурсию мощенными улицами столицы..

МИФ №1

Иван Грозный решил замостить Красную площадь. А поскольку такого количества камня в окрестностях Москвы не было, сказал: каждому приезжающему паломнику в стольный град привезти с собой по камню. Этими булыжниками площадь у Кремля и замостил.

НЕПРАВДА

Филипп Смирнов:

Ничего подобного не было. Подобный "каменный налог" был введен не для Москвы, а для Санкт-Петербурга и не Иваном Грозным, а Петром Великим. Когда Петр Первый основал Санкт-Петербург, строительство проводилось настолько масштабными темпами, что возник дефицит строительного материала во всей стране. Тогда был введен запрет на каменное строительство во всей России. Делалось исключение всего лишь четыре раза - для Москвы. Вот тогда каждый приезжающий в Петербург на подводе, должен был привезти с собой камень – ровно столько, сколько его необходимо для постройки здания для себя. А если не мог обеспечить поставку материала, то должен был заплатить деньги. Так и появился "каменный налог". В Москве подобных прецедентов не было.

СЕРДЦЕ СТРАНЫ

Первое место для знакомства со старинным мощением - Красная площадь. Правда, то покрытие, что здесь видит глаз, - довольно новое. Было произведено в 60-70-е годы прошлого века.

- Работы проводились в несколько этапов, - рассказывает Смирнов. - А оригинальное мощение Красной площади скрыто под слоями следующей брусчатки. При этом, камни для мощения - образцово-показательные. Это габбро - особо прочный материал, при этом, еще и прошедший отбраковку. Каждый такой булыжник весит от 8 до 12 килограммов. Уникальность Красной площади еще и в том, что это - уникальный археологический объект. Это же центральная площадь не только города, а страны. Там, конечно же, происходило очень много интересных событий, а свидетельства об этих событиях скрываются под слоями брусчатки.

Такие решения позволяют показать жителям и гостям столицы, как были благоустроены улицы несколько столетий назад / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Кстати, на Красной площади брусчатка уложена на специальную бетонную подушку. Это было сделано специально - с расчетом на тяжелую военную технику, которая выбивает канавы даже на особо прочном материале. Чтобы этого не происходило, площадь подготовили особенным образом.

МИФ №2

При очередной реконструкции площади в 90-е годы, часть брусчатки с Красной площади вывез к себе на дачу Борис Березовский, чтобы вымостить тропинки.

НЕПРАВДА

Филипп Смирнов:

Ну и зачем бы ему была нужна брусчатка с Красной площади? Этот пассаж вызывает только улыбку, не более чем.

БРУСЧАТКА ПОД АСФАЛЬТОМ

В cоветское время власти столицы не особо мудрствовали над сохранением исторического покрытия московских улиц.

- В других местах Москвы, где не было такой проблемы с износом как на Красной площади, поверх брусчатки просто уложили асфальт еще в советское время, используя ее как подушку для другого покрытия, - сказал Смирнов.

Один из таких примеров - улицы Покровка и Маросейка. Те места, куда стоит заглянуть на экскурсии по мощению. Здесь, в ходе работ по благоустройству "Моя Улица", была обнаружена хорошо сохранившаяся брусчатка.

- Таких участков было несколько - на разных улицах города, - рассказал Смирнов. - На Покровке и Маросейке вместе с брусчаткой обнаружили и старые трамвайные рельсы, что позволяет произвести примерную датировку мощения. Это 1908 год. Сейчас она находится на глубине 50-80 сантиметров. Асфальт не стали снимать до уровня мощения, потому что там уже проложены коммуникации, да и уровень домов теперь значительно выше. Брусчатку оставили на месте, опять скрыв под слоем асфальта.

Еще одно место, где можно полюбоваться оригинальной московской брусчаткой - Крутицкое подворье / Фото: Официальный сайт Крутицкого Патриаршего подворья

Еще одно такое место, со скрытым мощением, - улица Пушечная. Там на участке между Детским Миром и Храмом во имя Софии Премудрости Божией также был найден кусок старинного уличного покрытия.

- Этот участок был сделан довольно оригинальным способом, так называемым клинкерным кирпичом, - рассказывает москвовед. - Это многажды обожженные кирпичи из глины. Тоже довольно прочный материал, после того, как глину обжигают большое количество раз такие кирпичи превращаются в искусственный камень. На этом участке, к слову, еще и метод укладки интересный - "елочкой", как паркет в советских квартирах. Это мощение вызвало большой интерес, в том числе и у градозащитников. Археологи пообещали в будущем зафиксировать эту плитку, когда-нибудь в перспективе. Например, воспроизвести мощение либо сделать над ним смотровое окно.

СТОИМ НА СТАРИННОЙ ПЛИТКЕ

Увидеть старинную плитку воочию можно на улице Сретенка. Там, в рамках благоустройства, восстановили исторический участок мощения у церкви Успения Пресвятой Богородицы (направо от Бульварного кольца).

- Старинное мощение довольно изящно вписывается в современный рисунок, - говорит Смирнов. - Там уложена именно та оригинальная брусчатка, которая была в Москве.

Еще одно место, где можно полюбоваться оригинальной московской брусчаткой - Крутицкое подворье.

- Там до сих пор сохраняется подлинное дореволюционное мощение улицы, - пояснил Филипп Смирнов. - Вся площадь Крутицкого подворья замощена отреставрированным уличным напольным покрытием. Именно так выглядели некоторые московские улицы перед революцией. Все сохранено трудами московских реставраторов, которых возглавлял Петр Барановский. Кстати, именно на Подворье снимается большинство уличных сцен сериалов про дореволюционную Россию.

Решение убрать брусчатку было во многом связано с техническим прогрессом / Фото: Александра Лазарева,«Вечерняя Москва»

Еще несколько таких исторических участков - площадка перед Горбатым мостом (где в 90-е митинговали шахтеры), а также - участок улицы у станции метро Баррикадная - как раз напротив сталинской высотки.

Кроме того, полюбоваться на брусчатку можно и на территории некоторых предприятий. Правда, доступ туда простых граждан ограничен. Тем не менее, покрытие 1908 года до сих пор есть на территории Трамвайного ремонтного завода на Волочаевской улице, в депо имени Русакова и в депо имени Апакова. Возможно, и на других предприятиях.

ПРОЩАНИЕ С БРУСЧАТКОЙ

Впрочем, на большинстве улиц советские власти попрощались с брусчаткой еще в начале ХХ века. Взяли и закатали ее в асфальт. Тому есть несколько объяснений.

Во-первых, началась эпоха механической уборки улиц, а поскольку брусчаткой мостили и проезжую часть, убирать ее механическими щетками было довольно неудобно. Вот пока улицы мели дворники - им удавалось справиться с наледью, вычистить ее даже из углублений. Чуть позже появилась и модная женская обувь, что тоже повлияло на стиль мощения улиц - согласитесь, каблуки и брусчатка - весьма некомфортное сочетание.

Во-вторых, считает Филипп Смирнов, и это важно - с революцией 1905 года стало понятно, что брусчатка в городе - весьма опасная вещь.

- Потому что булыжник – это лучшее орудие пролетариата, - поясняет свою позицию Смирнов. - А тут речь идет о "камушках" весом 8-12 килограмм. Взять в руку такой кирпичик все-таки можно. Вот и решили, что лучше ее закатать в асфальт.

Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

В-третьих, это - технический прогресс. И тут как раз связь - самая что ни на есть прямая. Автомобили стали передвигаться на совсем других скоростях. А скользкая брусчатка, особенно весной и осенью, да впрочем - и в летнее время комфорта водителям не добавляет.

- Все познается в сравнении, - говорит Смирнов. - Вот в Лиссабоне, где я часто бываю, довольно много улиц замощены брусчаткой. В случае дождя, который в Португалии, конечно, редкость, но тем не менее, водители не успевают затормозить - неправильно просчитывают тормозной путь и стоп-линию. У нас, конечно, таких спусков в городе не так много. Но тем не менее, брусчатка на проезжей части может повлиять на количество аварий в столице. А значит, непригодна для использования на дорогах.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ КАМНЯ 

Использовать габбро вторично - при строительстве, например, невозможно. Камень тяжелый, плохо поддается обработке. На добывающем производстве его попросту раскалывают. Тем не менее, некоторые камни в Москве использовали вторично. Правда, иногда это вызывало оторопь у туристов.

- В 40-60-е годы, в связи с дефицитом строительного материала, в Москве вторично использовались могильные камни с невостребованных захоронений, - рассказывает Смирнов. - Например, в районе Басманной улицы из такого камня сделали бордюр. На нем и буквы какие-то полустертые были видны. У некоторых москвоведов был свой "могильничек" - перечень таких мест, куда водили впечатлительных туристов и показывали: "Вот-посмотрите-какие-коммунисты-плохие-что-использовали-для-строительства». Хотя, никакой политики в этом не было. Всего лишь вопрос из практики применения камня вторично. Затем городская администрация и вовсе запретила использовать вторично камни с невостребованных могил.

КОЛОНКА

Вековая история московских мостовых

Владимир Платонов, президент МТПП, депутат Мосгордумы

Москва. Таганская площадь. Начало XX века / Фото ИТАР-ТАСС

Знаменитую поговорку про две российские беды, одной из которых являются дороги, одни историки приписывают императору Николаю I, другие – Гоголю, третьи – Вяземскому, четвертые - Карамзину. Но очевидно одно – неважное состояние дорог для России всегда было важнейшим фактором, волновавшим общественное сознание.

Вот и в Москве «дорожный» вопрос стоял веками. Сейчас в блогах ругают вездесущую плитку, раньше ворчали по поводу кривого асфальта и шумной брусчатки, а полтора века назад изрядное количество московских улиц можно было охарактеризовать знаменитой шуткой о временах года: «Грязь – грязь замерзла – грязь засохла»…

По данным историка-москвоведа Любови Писарьковой, в 1868 году в Москве треть городских улиц были не замощены и девять месяцев в году представляли собой лужи и сугробы. Мостовые древней столицы находились тогда в ведении Главного управления путей сообщения Империи, основное заботой которого было поддержание в должном состоянии улиц тогдашней блистательной столицы – Санкт-Петербурга.

В 1875 году московские дороги перешли в собственность города, и Московская Дума вместе с городской Управой занялись сплошным новым мощением или мелким (ямочным) ремонтом. Но не обходилось без недовольства. Например, в начале XX века требование Мосгордумы счищать снег с тротуаров вызывало протесты многих домовладельцев (на которых лежала это обязанность), считавших бессмысленным занятием «делать весну среди зимы».

Самая значимая из античных общественных дорог Рима - Аппиева дорога / Фото: Борис Кауфман /РИА Новости

К началу XX века большинство московских улиц и площадей получили булыжное покрытие, успевшее к тому времени устареть. Булыжные мостовые давали много шума, грязи и пыли, что вызывало многочисленные нарекания как у возниц и пешеходов, так и у жителей домов. Состоятельные домовладельцы за свой счет покрывали мостовые у своих домов асфальтом, и на этих участках движение телег на металлических колесах было почти беcшумным. Но сплошное покрытие московских улиц асфальтом или дорогостоящей гранитной брусчаткой было не по силам городскому бюджету, хотя определенные шаги в этом направлении Мосгордума делала. В конце 1880-х годов за границей были куплены два паровых дорожных катка весом 10 и 15 тонн «для укатки шоссе», и к 1911 г. были заасфальтированы Мясницкая улица, Петровка и Сухаревская площадь; гранитной брусчаткой из Швеции были выстланы 1-я Тверская-Ямская, Моховая улицы, Охотный ряд, Кузнецкий мост, а плитками из искусственного камня «вулканоля» - проезд между Большим театром и Театральным сквером; деревянные торцовые мостовые покрывали площади Старых Триумфальных ворот, Тверских ворот и Тверскую улицу. Тротуары в центральной части города были заасфальтированы или вымощены гранитными платами, а на окраинах - мелким щебнем или кирпичом. Но порядка 10 процентов городских улиц остались незамощенными до самой революции 1917 года. И разбираться с ними пришлось уже Моссовету. Что он и делал, пытаясь угнаться за стремительно растущим городом (на фотографиях даже шестидесятых годов прошлого века можно углядеть неасфальтированные улицы тогдашних городских окраин в районе свежепроложенной Кольцевой).

ГЛУБИНА ВЕКОВ

- Куда ты идешь, Отче? – Апостол Петр с испугом и удивлением обратился к Учителю. Он встретил его, убегая из Рима, где сумасшедший император Нерон сотнями казнил христиан.

- Я иду в Рим, чтобы снова принять смерть от распятия, - ответил ученику Христос.

Петр устыдился своего малодушия и вернулся в древний город. Прогнозируемо, его нашли солдаты императора и он был казнен – распят на кресте, как и его Учитель.

Эту легенду приводит новозаветный апокриф «Деяния Петра». А встреча Учителя и ученика произошла именно на Старой Аппиевой дороге в первом веке нашей эры.

К тому моменту дорога уже была «старой» и существовала уже 400 лет. Ее камни до сих пор «созерцают» небеса. Правда, теперь эту синь режут упрямыми диагоналями самолеты.

БЫСТРЫЙ ПУТЬ

Кто знал толк в плитке – так это древние римляне. Аппиева дорога – лишь одна из огромной сети, опутавшей земли трех частей света. Чтобы вымостить эту сеть воспитанники древней империи потратили семь веков. Однако именно Аппиеву дорогу жители Вечного города называли «королевой».

Как и все последующие дороги, Аппиева появилась потому, что власти Римской империи расширяли границы своих земель – шли войной на сопредельные территории.

Имя ей дал древнеримский государственный деятель Аппий Клавдий Цек. В конце IV века до нашей эры Рим вел Самнитские войны в Кампании (историческая область с центром в Неаполе). Дорога была крайне необходима, чтобы быстрее перебросить войска, крепче связать приобретенные территории с метрополией. Именно потому в 312 году до нашей эры Аппий Клавдий, который занимал должность цензора, приказал проложить дорогу от Рима до Капуи – этрусского города. Длина пути составила 212 километров. И эту дорогу римляне построили за год! И кстати – именно Аппиева дорога помогла войскам Вечного города победить.

Главным образом потому, что по дорогам войска, а также провиант доставлять гораздо быстрее и легче. Солдаты не ломают ноги на кочках, а телеги не оставляют на них сорванные с ободов колеса. Быстро, слаженно и по-римски надежно по дороге армия добралась до точки назначения и смогла отстоять интересы империи.

Никита Никишкин с помощью молотка демонстрирует прочность плитки — от удара ни едной царапины! / Фото: Павел Волков

В следующем веке дорогу продлили к портам Брундизий и Тарент на юге Италии. Так «королева» стала частью торгового пути, который связал Рим с Древней Грецией и Малой Азией.

Практичные римляне быстро поняли ценность дорог – они не только помогают победить в войнах, но и открывают небывалые возможности для экономики и общества. С тех пор, жители Вечного города всюду, где завоевывали территории, планомерно создавали дорожную сеть. Сначала – Апеннинский полуостров, затем Западная Европа до Рейна, Греция, Малая и Передняя Азии, Северная Африка. Римская сандалия повсюду ступала по дороге.

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА

Из-за военного предназначения строили дороги, в основном, военные инженеры и солдаты. Иногда привлекались рабы и местное население, как вольные наемники.

Метод строительства дорог весь современный цивилизованный мир позаимствовал именно у римлян. До сих пор строительство любых дорог ведется по принципу «каменного пирога» - и это изобретение инженеров Вечного города.

Технологию возведения описал архитектор и инженер Античности Марк Витрувий Поллион в первом веке нашей эры. Сначала рабочие прорывали две параллельные канавки на расстоянии 2,5-4,5 метра или 16 метров (в зависимости от значения дороги). За основу при вычислении ширины будущего пути инженеры брали римскую боевую колесницу, запряженную двумя лошадьми. Ширина оси стандартной римской колесницы равна 4 футам 8,5 дюймам (кстати, такое же расстояние и сейчас является стандартным для колеи железнодорожного полотна в Англии – наследство Вечного города). Самые широкие дороги в империи достигали 6-12 метров.

Канавки служили разметкой, которая позволяла военным инженерам четко определить зону работ. Затем рабочие копали траншею. Ее глубина могла составлять полтора метра – строители старались добраться до скального грунта либо более твердого слоя почвы. Затем насыпали нижний слой будущей дороги. Он назывался опорой и состоял из крупных необработанных камней размером 20-50 сантиметров. Эти камни засыпали щебнем – мелким битым камнем, который скрепляли связующим раствором. Причем, состав бетона варьировался в зависимости от места строительства – на Апеннинском полуострове, например, применяли известь с перемолотой вулканической породой, которая содержит силикат алюминия. Этот раствор хорошо схватывал в воде, а после застывания демонстрировал водостойкость. Толщина этого слоя составляла 20 сантиметров.

После накладывался 15-сантиметровый слой зацементированных мелких обломков кирпича и керамики. Часто поверх этого слоя укладывали собственно мостовую. В окрестностях Рима это были крупные булыжники из базальтовой лавы. Такие камни имеют неправильную форму, но рабочие тщательно обтачивали их, так, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Мелкие неровности мостовой выравнивали цементным раствором.

Поверхность дороги была выпуклой – чтобы вода не скапливалась в лужах, а стекала по обе стороны в дренажные канавы. При этом часто дорога возвышалась над общей поверхностью земли на 40-50 сантиметров.

Римские «магистрали», чаще всего, строились буквально по прямой. Оправданий поворотам не служили даже скалы. Такая «прямолинейность» обходилась недешево. Представители древней империи пробивали тоннели в горах, перебрасывали мосты. Но особенно тяжело приходилось при пересечении болот. Дорогу буквально укладывали на ложе из деревянных конструкций, которые стояли на деревянных сваях. Вот и Аппиева дорога проходила через Помптинские болота. На протяжении 30 километров строители проложили насыпь, которую часто размывало и ее все время приходилось ремонтировать. В середине II века здесь прорыли параллельно дороге дренажный канал – для отвода воды. Но и это не помогло. Чаще всего римские граждане предпочитали этот отрезок пути проплывать на кораблях. Впрочем, скорее не из-за насыпи. В Помптинских болотах в изобилии водились малярийные комары.

КСТАТИ

Еще одно изобретение римлян – подорожные столбы. На них указывались расстояния до ближайшей деревни или города, крупного перекрестка, до Рима или до границы империи. Спасибо инженерам Вечного города – подорожные столбы устанавливают и сейчас практически во всех странах мира.

ЦИТАТА

Генрик Сенкевич, «Камо грядеши?»

«На другой день в предрассветных сумерках два странника шли по Аппиевой дороге к равнине Кампании.

Одним из них был Назарий, другим — апостол Петр, который покидал Рим и гонимых единоверцев.

Небо на востоке уже окрашивалось в зеленоватые тона, которые постепенно и всё более явственно переходили у горизонта в шафранный цвет. Серебристая листва деревьев, белый мрамор вилл и арки акведуков, тянувшихся по равнине в город, выступали из темноты. Зеленоватое небо все больше светлело, становилось золотистым. Но вот восток порозовел, и заря осветила Альбанские горы — их дивные сиреневые тона, казалось, сами излучали свет.

Искорками мерцали на трепетных листьях деревьев капли росы. Мгла рассеивалась, открывая все более обширную часть равнины с разбросанными на ней домами, кладбищами, селеньями и купами деревьев, средь которых белели колонны храмов.

Дорога была пустынна. Крестьяне, возившие в город зелень, еще, видимо, не успели запрячь мулов в свои тележки. На каменных плитах, которыми вплоть до самых гор была вымощена дорога, стучали деревянные сандалии двух путников.

Наконец над седловиной между горами показалось солнце, и странное явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой диск, вместо того чтобы подыматься все выше по небу, спускается с гор и катится по дороге.

— Видишь это сияние — вон оно, приближается к нам? — молвил Петр, остановясь.

— Я ничего не вижу, — отвечал Назарий.

Минуту спустя Петр, приставив к глазам ладонь, сказал:

— К нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии.

Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет.

Он с удивлением поглядел на апостола.

— Рабби, что с тобою? — тревожно спросил юноша.

Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг.

Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:

— Христос! Христос!

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги.

Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:

— Quo vadis, Domine? (Куда держишь путь, Господи? – прим. Ред.)

Не услышал Назарий ответа, но до ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

— Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.

Видя это, юноша повторил как эхо:

— Quo vadis, Domine?

— В Рим, — тихо отвечал апостол.

И он возвратился».

 

ВЗГЛЯД ВПЕРЕД

Иногда, говорят, будущее туманно. Но в случае с плиткой - все немного иначе. Здесь будущее уличного покрытия более-менее ясно. И в некотором роде - оно уже здесь, в Москве.

Вот студент московского физико-технического института Никита Никишкин. Человек из числа мечтателей. Поставил перед собой задачу еще в школе - сделать мир чище. А сегодня молодой человек уже занимается продажей уличной плитки, которую создает сам из использованной полимерной пластмассы.

Вот пластиковая бутылка, например, разлагается 100 лет. Зачем засорять планету, если пластик можно переработать?

В этом году Никишкин продал более шестидесяти тонн «пластиковой» плитки примерно за пять миллионов рублей. За свою разработку молодой предприниматель получил премию правительства Москвы в области окружающей среды. В добавок к нагрудному знаку и благодарственной грамоте от департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Никите выделили двести тысяч рублей на дальнейшее развитие его дела.

Деньги пошли на закрытие кассового разрыва в связи с окончанием строительного сезона и закупку нового оборудования.

- Полимерная плитка способна прослужить свыше пятидесяти лет и выдерживает вес около семи тонн, - рассказывает про новый вид плитки Никишин. - Притом я использую пластик самый что ни на есть плохой. Речь идет о старых пакетах, пищевой пленке, использованных тюбиках зубной пасты. Один квадратный метр такой плитки в среднем содержит десять килограммов отходов.

Можно сказать, что в Москве произошла настоящая революция благоустройства. На фото Марина Рожок, Верхняя Радищевская / Фото: Александра Лазарева специально для «Вечерней Москвы»

Эта плитка почти всем хороша. Например, на ней не образовывается наледь. К преимуществам также можно отнести легкий вес и монтаж. Плитка весит всего два килограмма.Она укладывается на любую ровную поверхность практически мгновенно. В случае, если плитка решетчатая, сквозь прорези может прорасти трава.

Единственный "минус" - цена продукта. Она варьируется от 500 до 600 рублей за квадратный метр. Ценник каменной плитки чуть превышает 300 рублей.

Молодой предприниматель занимается реализацией своих продуктов не только по Москве, но и по всей России. С апреля прошлого года Никишкин осуществил более сотни поставок из Москвы в Сочи, в Новый Уренгой и Ханты-Мансийск.

В столице пластиковая плитка поставлялась в несколько бизнес-центров. Были и муниципальные заказы. К примеру, около шестидесяти квадратных метров у него заказала администрация города Подольск.

Но больше всего – частных сделок: продукцией очень интересуются подмосковные дачники. гордостью им показывают город. Другую столицу. Удобную для жизни.

ПЛИТКА СОЗНАНИЯ 

Человек воспринимает мир и подстраивается под него. Красивый двор, мощенные улицы, аккуратные газоны формируют образ мышления горожанина. Его привычки и образ жизни. На аккуратной улице не принято бросать окурки под ноги и плеваться. Признаки, характерные для представителей деревенской культуры, заканчиваются ровно там, где начинается тротуар, вымощенный гранитной плиткой.

Фото: Пресс-служба Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева

С этой точки зрения, в Москве случилась еще одна революция – революция благоустройства. Она перевернула представление москвичей, в первую очередь, о самих себе. Внезапно оказалось, что горожане больше не являются затворниками и интровертами. Они любят гулять, даже в морозные и снежные вечера. Любят смеяться и сидеть в уличных кафе, кутая ноги в пледы. Весело встречают гостей и с гордостью им показывают город. Другую столицу. Удобную для жизни.

amp-next-page separator