Нелегальный шанхай пошел под снос
В конце апреля на территории гаражного комплекса случился пожар. Пожарные машины с трудом прокладывали себе путь среди руин. Пейзаж напоминал сюжеты из воюющей Сирии, и только профиль высотки главного здания МГУ на заднем плане давал понять — это все происходит в Москве. При ближайшем рассмотрении оказалось, что, кроме гаражных боксов, на территории «шанхая» располагалось несколько производств, двух- и даже трехэтажных жилищ со своей канализацией (ведущей неизвестно куда) и разветвленной инфраструктурой.
Недалеко от пепелища на стуле сидел грустный мужчина. Серго Еритян, так звали опечаленного, рассказал, что снял эти гаражи несколько месяцев назад. Его заверили, что в этом году сносить «шанхай» не будут. Затем в соседнем гараже случился пожар, все его имущество наполовину сгорело, и теперь Серго караулил то, что осталось, от мародеров.
— Собрали вчера с нас плату за квартал и ни о каком сносе не предупредили, — грустил Еритян. — Мы приехали — а тут и снос, и пожар!
— Я арендовал два бокса, чтобы привести свою машину в порядок, — рассказал корреспонденту «ВМ» Дмитрий, попросивший не указывать его фамилию. — И вдруг прихожу — а замки сорваны, орудует экскаватор! Вчера я на минуту вышел из бокса, вернулся — а из моего рюкзака уже все вещи вывалены, кто-то в нем копался. Живу тут третьи сутки.
Дмитрий провел для «ВМ» небольшую экскурсию по «шанхаю».
— Вот тут был магазин, тут кафе, тут гостиница. Государство в государстве. Естественно, никто тут не платил никаких налогов и не оформлялся официально.
Но, как оказалось, единственная легально существующая организация все-таки есть — гаражно-строительный кооператив «Феникс». Рядом с ним существовали и другие организации — именно они, как уверены «правильные» гаражевладельцы, и подставили «легальников». Никто не спорит, что в современной Москве существование такого «шанхая» не может продолжаться, но все же можно было сделать «по-людски»?
— Я член ГСК «Феникс» с 1991 года, — рассказал «ВМ» владелец гаража Михаил Леонтьев. — Сначала мой гараж хотели снести, так как он попадал под строительство новой развязки на Ломоносовском проспекте. Я был в списке на компенсацию — вместе с другими 194 владельцами гаражей. Однако соседствующий с нами ГСК «Стрела» (ликвидирован в 2014 году) подал на компенсацию другие списки, где числились люди, никакого отношения к гаражам не имеющие. Это удалось пресечь при помощи окружной прокуратуры. Впрочем, гараж мой все-таки снесли в марте этого года и никаких обещанных компенсаций я не получил. Причем никто о сносе не предупреждал — по счастливой случайности моей машины там не было.
ЗА
Алексей Бурукин, начальник отдела строительства управы района Раменки:
— Территорию освобождают от некапитальных и не зарегистрированных в установленном порядке объектов по постановлению правительства Москвы № 614.
ПРОТИВ
Борис Герасимов., председатель ГСК "Феникс":
— Сейчас происходит снос гаражно-стояночного кооператива «Феникс», существующего с 1991 года. Земля была передана нам 20 марта 1991 года решением Гагаринского районного совета.