Сергей Кузнецов рисует Андреевский монастырь / Фото: Из личного архива.

Главный архитектор охотится за игрой света и тени

Город
Выходные у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова бывают редко. Но если случается такая удача, он с мольбертом идет на улицы столицы. Недавно был на пленэре с акварелистом Альваро Кастаньетом. «ВМ» поговорила с Сергеем Кузнецовым о его увлечении.

- Сергей Олегович, когда появилось увлечение живописью?

- Для меня рисование - это способ зафиксировать и передать эмоции, которые вызывает город. Через рисунок я могу «сохранить» свои впечатления. Когда я учился в МАРХИ, с интересом рисовал на занятиях и гипсовые головы, и фигуры. Среди ранних работ много портретов, где на первом месте - детали и пластика. Но я достаточно быстро отошел от графики и начал рисовать акварели. Эта техника точнее схватывает игру света, передает настроение.

- Почему предпочитаете акварель? Пишете ли в других техниках?

- У меня есть карандашные зарисовки, рисунки, выполненные фломастерами, но это - инструменты точных и понятных линий, которые, на мой взгляд, хороши для иллюстрации проектов. Рисунок с натуры отражает то, как внешний мир входит в тебя и возвращается на бумагу в личной, эмоциональной интерпретации, поэтому здесь интереснее акварель. Порой она дает такие приятные, неожиданные эффекты, которые в рисунке к проекту могут отвлекать от сути.

Работы главный архитектор отбирал из массы зарисовок, сделанных за последние десять лет / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

- Городская жизнь и здания как ее часть - основной мотив Вашего творчества? Может быть, есть цикл природных пейзажей?

- Когда я больше практиковал как архитектор, работы были более точными и выстроенными, как проект, было больше отдельных зданий. Я просто обращал внимание на другие вещи. Сейчас в акварельной технике я делаю скорее зарисовки среды, в которых есть место более свободному выражению, передаче общего построения и впечатления: люди, транспорт, афиши, кафе, яркие объекты - все то, что в городе запоминается, что впечатляет. Природа в этом плане привлекает меня меньше, но думаю, что все впереди.

На снимке: Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов с женой Ириной и сыновьями / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

- Как все происходит? Вы специально посещаете разные страны и города, чтобы написать картину, или вдохновение приходит во время визитов с другими целями?

- Чаще происходит второе, хотя, конечно, во время отпуска я стараюсь выбраться в какое-то интересное место, где еще не был. У меня есть несколько друзей, которые увлекаются живописью, время от времени мы собираемся и рисуем вместе. Очень много работ сделано непосредственно в Москве, наш город - неиссякаемый источник сюжетов. Я часто рисую около дома, на Андреевской набережной оказалась удобная точка. Там и мосты, и монастырь, и даже здание Академии наук очень живописное.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассматривает проекты, представленные на форуме / Фото: Аносов Максим, «Вечерняя Москва»

- Возможно, мы ошибаемся, но по большей части вас вдохновляет европейская архитектура. Что насчет Востока?

- Обычно я рисую в поездках, и действительно так сложилось, что по большей части это европейские страны. Но я был также в Японии, Китае, Турции, Узбекистане, архитектура там, конечно, очень интересная. В прошлом году посетил с друзьями Бухару, которая произвела на меня огромное впечатление. Также впервые побывал в Индии. Каждая поездка дает новый импульс для творчества, немного корректирует вектор развития - меняются сюжеты, появляются новые цвета. Вдохновением для меня служат новые впечатления, и пока они возникают, это отражается и в рисунках. 

- Также мы знаем, что Вы любитель бега и марафонских дистанций. Участвовали ли в каких-либо известных марафонах?

- Я один раз участвовал в Московском марафоне на дистанции в 42,2 километра. Это огромное удовольствие - бежать по своему любимому городу. На время соревнований перекрывают часть улиц с автомобильным движением, так что это еще возможность в новом ракурсе все увидеть - Садовое кольцо, главные набережные, Тверскую улицу и так далее. И, судя по количеству участников, людям спорт все более и более интересен. Это очень позитивный тренд, власти столицы его активно продвигают и способствуют его развитию. Это, пожалуй, одно из самых больших достижений нашего мегаполиса. Также я принял участие в забеге в Каннах.

- Есть ли личный рекорд, которым Вы особенно гордитесь?

- Я более 10 лет серьезно занимался бегом, был даже чемпионом Москвы в 1996 году в кроссе на три километра. Также стоит отметить дистанцию в 42,2 километра на Московском марафоне, которую я пробежал в 2015 году. Вообще любой марафон - это настоящее испытание, к нему нужно долго и упорно готовиться, так что в этом плане - это всегда личный рекорд.

Работы главный архитектор отбирал из массы зарисовок, сделанных за последние десять лет / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

- Бег - это способ поддерживать себя в форме? Или Вы получаете удовольствие от самого процесса?

- Поддерживать себя в форме можно разными способами. К слову, я не только занимаюсь бегом, но еще хожу в бассейн, играю в теннис. Просто так сложилось, что в молодости я серьезно этим увлекался, и сегодня я бегаю в разное время, когда выпадает возможность: меня не останавливает плохая погода, я действительно получаю огромное удовольствие от этого. У меня есть друзья, которые тоже занимаются спортом, периодически с ними пересекаемся на пробежке.

- Часто ли бегаете в Москве? Есть ли места, где Вас можно встретить на тренировке?

- Мне повезло - я живу относительно близко от спорткомплекса «Лужники», поэтому не только как архитектор, но и как спортсмен оцениваю происходящие там перемены. Например, сделали прекрасную набережную, по которой я с удовольствием бегаю. Также набережная от парка Горького до Бережковской прекрасно оборудована. Ее чистят, убирают, так что выходить на пробежку можно в любое время года. Когда готовишься к марафону, бегаешь на длинные дистанции - 30 километров и больше, сейчас для этого в городе множество маршрутов. 

На своей акварели главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов изобразил Андреевский монастырь / Фото: Из личного архива.

Для «ВМ» эту работу Сергей Олегович специально отсканировал из своего архива. На заднем плане видны купола церкви Иоанна Богослова и собора Воскресения Словущего.

Свои работы в акварельной технике Кузнецов называет скорее зарисовками, передающими самые яркие и впечатляющие моменты.

Главный архитектор часто рисует городские пейзажи в других странах, чаще всего европейских, однако, по его словам, Москва - это неиссякаемый источник сюжетов для живописи. В частности, Андреевская набережная, с которой открывается вид на монастырь, Андреевский мост и здание Российской академии наук, - весьма удачное место для пленэра.

amp-next-page separator