Образ знатной дамы XVIII века / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Стартовал фестиваль исторической реконструкции

Город
Главный исторический фестиваль столицы в самом разгаре. К путешествию по временам и эпохам присоединился корреспондент «Вечерки».

Путь по ушедшим временам начинаю с Гоголевского бульвара. Здесь расположилась площадка «Москва и московиты», демонстрирующая быт столицы в далеком XVII веке. Из военного лагеря выходят грозные стрельцы. Решаю не отвлекать их от несения службы и направляюсь к мирным горожанам. Внимание привлекает ручной типографский станок XVII века. Сложно ли управляться с такой громоздкой машиной?

— Дело в принципе не сложное, но трудозатратное, — объясняет реконструктор Антон Аристов, который выступает в роли печатника. — До изобретения литерного набора, да и долгое время после него матрица печатного станка делалась единой доской с резными буквами под каждую страницу. Ошибка при вырезании стоила очень дорого: приходилось выбрасывать бракованную матрицу и делать новую.

Москвичка Екатерина Архипова читает «Вечернюю Москву» / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Освоив азы печатного дела, продолжаю вояж по векам. Лагерь бравых вояк времен Наполеона раскинулся на Тверском бульваре. Среди солдатских палаток видна толпа, собравшаяся вокруг лихих гусаров. Узнаю, что здесь показывают сабраж — нехитрое солдатское развлечение, заключающееся в открытии бутылки игристого вина с помощью клинка.

Ловким движением реконструктор Федор Заборсин из клуба «Александрийский гусарский полк» срубает горлышко у бутылки шампанского, срывая восторженные аплодисменты зрителей. Видя, что я сомневаюсь в чистоте трюка, Федор протягивает мне одну из подготовленных для выступления бутылок.

Реконструкторы в образе солдат русской армии 1812 года / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Конечно, в кино и на показательных выступлениях бутылки готовят, чтобы гарантированно срубить горлышко с первого раза, — рассказывает Заборсин, пока я тщетно пытаюсь найти на сосуде подпилы и уличить гусара в лукавстве. — Но мы, реконструкторы, не занимаемся подлогами, у нас все честно. Я, открывший саблей уже более двух тысяч бутылок, не могу гарантировать, что очередную открою с первого удара.

Кроме поставленного удара, Федору помогает знание особенностей производства стеклотары.

— У бутылки шампанского есть два ребра жесткости, вот по ним лучше не бить, бутылка просто разлетится на части, — говорит он.

Оставляю гусара развлекать дам и направляюсь к тем, кто даже в этой праздничной атмосфере не позволяет себе отвлекаться от военного дела, к артиллеристам.

В центре внимания — знаменитые русские «единороги» — универсальные и точные гладкоствольные гаубицы. Реконструктор из клуба «1-й Пионерский полк» Константин Сидоров предлагает взвесить ядро в руке. Смело соглашаюсь и едва не вывихиваю плечо — оказалось, снаряд весит почти два пуда! Пока я лечу уязвленное ядром самолюбие, Константин рассказывает о необходимых для выстрела приготовлениях.

Реконструктор Лена Бекиш в костюме XVII века / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Перед каждым выстрелом надо было погасить в стволе оставшиеся от выстрела искры, — говорит он. — После вкладывали заряд и прибивали его до самого дна ствола. Затем протыкают заряд через запальное отверстие, вставляют в него запальную трубку и поджигают.

Несмотря на вес ядер и сложность процесса, реконструкторы заряжают пушку за считаные секунды. Да, против такой армии вряд ли захочется воевать!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Собянин, мэр Москвы:

— Фестиваль исторической реконструкции «Времена и эпохи» — как путешествие на машине времени, только в пределах Бульварного кольца. Можно увидеть верфь викингов, построить замок и примерить доспехи. Участвуют клубы исторической реконструкции из 20 стран. Приглашаю всех на праздник живой истории. Тут интересно.

СПРАВКА

«Времена и эпохи» — крупнейший фестиваль исторической реконструкции в России. Впервые он прошел в Москве в 2011 году. Первый фестиваль посвятили Древней Руси, второй — Московскому царству Смутного времени, третий — Средневековью, четвертый — началу XX века. В 2015 году темой была античность, в 2016-м фестиваль вновь посвятили Древней Руси, а в прошлом году москвичам представили 12 разных времен и эпох.

НАДО ЖЕ!

Девять месяцев участники проекта «Семеро в прошлом» проживут на древнерусском хуторе в условиях, соответствующих реалиям X века. Они будут пользоваться только теми инструментами, предметами быта и одеждой, которые были у крестьян в то время. Да и питаться будут лишь тем, что могли приготовить на Руси в Х веке.

ЦИФРА

300 клубов исторической реконструкции со всего мира принимают участие в фестивале

amp-next-page separator