Пока идет посадка, электробус подзаряжается / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Батарейки заряжены: первый в истории Москвы электробус бесплатно возит пассажиров

Город
Пассажиров возят по маршруту № 73 с начала сентября. За несколько лет электробусы станут основным видом транспорта, считают городские власти.

Корреспонденты «ВМ» проверили, каково это — ездить на батарейке. На часах 9:30. У главного входа на ВДНХ на остановке терпеливо ждут транспорт человек двадцать. Кто-то садится в автобусы или троллейбусы, но некоторые пропускают подходящие привычные виды транспорта. Вот наконец появляется он — электробус.

— Я ждала именно электробус, — рассказывает нам пенсионерка Вера Никольская. — Услышала про электробус с полгода назад и все ждала — ну когда же? А тут еще такое удобство: прямо рядом с домом. Я на Кибальчича живу. Вот решила прокатиться, тем более для пенсионеров проезд бесплатный.

Сообщаем Вере Андреевне: в первый месяц эксплуатации проезд на электробусе для всех бесплатный. Пока идет посадка, электробус подзаряжается. Водителю Сергею Быкову даже из кабины выходить не нужно: нажатие кнопки — и над кабиной поднимается токоприемник — такой же, как на современных скоростных поездах. Навершие штанги соприкасается с контактами зарядного устройства — процесс пошел! И занимает всего несколько минут.

По словам Сергея, это очень удобно: вся электрика машины высоко над землей, влага и предстоящие зимние сюрпризы электробусу не страшны.

— К комфортабельному месту водителя мы уже привыкли, — рассказывает Сергей. — У современных автобусов и троллейбусов они на высоте. Но электробус и трогается плавнее, и набирает скорость плавнее, если сравнивать с автобусом. Ну и не привязан к контактной сети — любое препятствие можно без труда объехать. Это если сравнивать с троллейбусом.

Трогается электробус действительно плавно и мягко: такое ощущение бывает... в современном поезде, когда только по движению предметов на платформе назад понимаешь, что состав тронулся. Откуда-то снизу доносится неназойливое жужжание электродвигателей— звучат, пожалуй, тише, чем в троллейбусах.

Мимо проплывают Останкинский пруд, телецентр. Люди на остановках входят и выходят. Многие, похоже, и не подозревают, что едут в новом виде транспорта.

— Что, правда электробус? — удивляется Мария Ревякина, вкатившая в салон коляску с восьмимесячной Верой. — Я думала, это автобус! Честно говоря, даже внимания не обратила. Названия всех остановок транслируют ЖК-дисплеи под потолком. На стояках поручней — USB-разъемы: мобильный гаджет можно подзарядить прямо в пути. Естественно, есть бесплатный Wi-Fi. В салоне приятная температура, работает кондиционер. Если грянут холода, обещают — холодно не будет. Пока же мы едем все дальше и дальше на север. Вот гостиничные корпуса, Ботанический сад. Владыкино. Кинотеатр «Марс».

Скоро Алтуфьево и конечный пункт, 6-й микрорайон. Время в пути — около 45 минут. С учетом протяженности маршрута — 12,7 километра — получается средняя скорость 29 км/ч. На самом деле она выше: надо еще учитывать минуты, проведенные на остановках и светофорах. На конечной электробус вновь заезжает под стойку зарядного устройства.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Ликсутов, глава Департамента транспорта и развития дорожнотранспортной инфраструктуры Москвы:

— Правительство Москвы первым из мировых мегаполисов четко определило стратегию полного перехода с дизельных автобусов на самые современные электробусы. Задача, которую поставил мэр, — постепенно убрать все выбросы от городского транспорта. Подписанные контракты на поставку первых 200 электробусов у крупнейших российских автопроизводителей «ГАЗ» и «КамАЗ» дают существенный импульс развития отечественного автопрома для производства лучших в мире электробусов.

СПРАВКА

КамАЗ-6282 — электробус второго поколения, в конструкции которого учтены все замечания, выявленные по итогам опытной эксплуатации в январе — июне 2017 года. Число сидячих мест — 30, общая вместимость — до 85 человек. Есть функция книлинга — наклон в сторону остановки.

Электробусы оснащены модульными литийтитанатными батареями (LTO), срок эксплуатации которых достигает 10 лет, время подзарядки — 10–20 минут.

В движение машины приводят асинхронные электродвигатели, вмонтированные прямо в ведущие мосты. Есть возможность рекуперации (возврата части затрачиваемой энергии в батареи): при спуске накатом с эстакады протяженностью в километр в батареи возвращается до 3 процентов заряда.

amp-next-page separator