Прохладная и дождливая погода вернется в столицу во вторник, 2 октября / Фото: Пилагия Замятина,«Вечерняя Москва»

Московский бриз

Город
Академик Российской экологической академии, доктор биологических наук, член экспертного совета Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, начальник мастерской «ГАУ Институт Генплана Москвы» Александр Минин рассказал «Вечерней Москве» об экологической ситуации в городе и о том, что может сделать каждый из нас уже сегодня, чтобы помочь природе.

— Расскажите о Москве как о мегаполисе в природном отношении? И об атмосферных процессах, которые происходят в городе?

— Москва — весьма примечательный и своеобразный в природном отношении мегаполис в сравнении с другими мировыми крупнейшими городами. В основном они располагаются на побережьях морей, океанов, берегах крупных рек. На стыке суши и воды формируются активные обменные процессы — бризы, которые «продувают» города и поддерживают в них благоприятную экологическую ситуацию.

Москва — крупнейший мегаполис планеты, располагающийся в центре огромной равнины, за тысячи километров от морей и гор, в области умеренно континентального климата. Здесь четко выражены четыре времени года, жаркое лето и суровая зима, преобладает западное направление ветров, но летом нередки и восточные.

Наш город развивался, как и любой природный объект в однородной среде (река Москва стала препятствием в развитии города лишь для Бульварного кольца, которое осталось незамкнутым), осваивая прилегающие территории по периметру круга, кольцами. Шаровидные, округлые формы в природе наиболее экономичны и эффективны с энергетических позиций; для древних городов на равнинах круговая планировка с последовательными рядами защитных сооружений была наиболее эффективна при обороне. Кроме того центрическая, радиально-кольцевая структура плана столичного города отвечала монархическому началу в государственном устройстве. Важно отметить также сохранение в Москве на протяжении истории больших по площади усадебных комплексов, которые также вносили вклад в экологическую стабильность территории по мере их поглощения городом.

Из пластиковых бутылок можно извлечь колоссальную пользу / Фото: Михаил Подобед, «Вечерняя Москва»

В старой Москве сформировался, подобный морскому бризу, свой механизм «очистки» атмосферы. Дело в том, что крупный город является мощным источником тепла (энергии) в атмосферу, разница в температурах между центром и окраинами Москвы могут достигать 5–10 градусов. В центральной части города, в районах крупномасштабной застройки, возникают сильные восходящие потоки воздуха. Этот процесс вызывает компенсирующее движение воздушных потоков в приземных слоях атмосферы с окраин города в центр. Это явление и называется городским бризом.

Коридорами для движения воздуха выступают речные долины, овражно-балочная сеть, радиальные транспортные и инженерные коммуникации (железнодорожные, автомобильные магистрали, линии ЛЭП — этому способствовала радиально-кольцевая структура города!). Зарождаются воздушные потоки за городом, в лесах Подмосковья. Именно поэтому градостроители долгие годы настаивали на формировании и сохранении лесопаркового защитного пояса вокруг Москвы, особенно в западном секторе, который бы обеспечивал поступление сравнительно чистого воздуха в город. Скорости потоков небольшие, но они устойчивые и обеспечивают «проветривание» города. Благодаря ему до последнего времени в Москве можно было нормально дышать даже в центре (за исключением периодов с неблагоприятной метеорологической обстановкой, когда блокируется бриз). Еще одна особенность Москвы состоит в том, что западная половина возвышенная по отношению к низинной восточной. Поэтому поверхностный и подземный сток также ориентирован на восток. В историческом развитии Москвы это находило отражение: на восточной половине развивались производства, особенно грязные (кузнечные, ткацкие, красильные и пр.), на западной — жилье, торговля и др.  — Расскажите о проектах озеленения города? Что происходит сегодня и как это влияет на наш город с климатической точки зрения?

— Озеленение играют одну из ключевых функций в обеспечении благоприятной среды в городе. Каждое растение в силу биологических особенностей поглощает из почвы, воздуха различные вещества, воду и выделяет в атмосферу уже другие вещества, более пригодные для нас. Когда растения объединены в сообщества (парки, лесопарки и пр.), образуются круговороты вещества и энергии — основа благополучия окружающей нас среды. Поэтому каждое растение, даже во дворе, представляет для города и конкретного дома ценность значительно большую, чем отдельное растение где-нибудь в тайге. Все вместе растения образуют «зеленую сеть», которая пронизывает город и обеспечивает его экологически устойчивое развитие путем «оказания экосистемных услуг» — регулирования теплового и водного режима, газового состава нижних слоев атмосферы, поддержания биоразнообразия, создания позитивной визуальной среды и др.

А система озеленения очень важна для формирования благоприятного мезо- и микроклимата в городе. Это породный состав, устойчивость растений к городским условиям, ярусная структура и планировочная организация зеленых насаждений и многое другое. Все эти факторы необходимо изучать, оценивать их роль в городе, рекреационную емкость и потенциал озелененных территорий, их экономическую эффективность. Например, можно вырубить несколько гектаров леса, чтобы построить торговый центр, парковки и т.д. Наверно, какая-то выгода от этого будет. Но сколько будет стоить компенсация экосистемных услуг (регулирование температурного режима и влажности, ветровых нагрузок, выделение кислорода и фитонцидов, обеззараживающих воздух, поглощение СО2, рекреационные услуги и прочее) на этой территории современными техническими средствами? Сколько, например, нужно поставить кондиционеров и затратить энергии, чтобы на нескольких гектарах городской земли в летний зной поддерживать пониженную на 5–7 градусов температуру и повышенную влажность воздуха? А все эти факторы отражаются на качестве городской среды и здоровье человека.

За 1 год зеленые насаждения Москвы (старой) задерживают 2 320 000 тонн пыли, выделяют 580 000 тонн кислорода, поглощают 812 000 тонн углекислого газа / Фото: Наталия Нечаева «Вечерняя Москва»

Некоторые (всего лишь) практические аспекты экосистемных услуг.

За 1 год зеленые насаждения Москвы (старой) задерживают 2 320 000 тонн пыли, выделяют 580 000 тонн кислорода, поглощают 812 000 тонн углекислого газа, выделяют 17 400 тонн фитонцидов, снижают температуру воздуха в скверах и на бульварах на 1,5–3,0 °С, а в парках и лесопарках до 10 °С относительно открытых пространств в летнюю жару и, соответственно, повышают относительную влажность воздуха на 2–8% и 10–13%.

Много это или мало? Например, выделяемое количество кислорода за 1 год поглощают чуть более 1 900 000 человек или 318 000 автомобилей, а выделяют поглощаемое количество углекислого газа 11 600 000 человек или около 37 000 автомобилей.

Понятно, что оценки очень приблизительны, но в целом они отражают характер проблемы. Судя даже только по балансу кислорода и углекислого газа, существующие зеленые насаждения в старой Москве уже не могут обслужить город (только легковых автомобилей в Москве насчитывается более 5 млн, а постоянно проживает 12 млн жителей). Следовательно, Москва использует экосистемные услуги прилегающих территорий. На этом очевидном обстоятельстве, на наш взгляд, и должна строиться стратегия устойчивого развития Москвы, чтобы не повторить судьбу исчезнувших древних городов и цивилизаций. А повторить ее можно, как бы это ни казалось парадоксальным сейчас. Вспомним лето 2010 года в Москве: если бы теплый сезон в наших широтах был дольше, из-за лесных и торфяных пожаров в Москве давно уже было бы невозможно жить. Но с потеплением климата такая ситуация становится все более реальной. Зима 2013–2014 годов стала рекордно малоснежной, что в совокупности с огромным объемом пораженных типографом деревьев, сухостоя, валежника в лесах Подмосковья, осушенных торфяников делало повторение лета 2010 года в Москве более чем вероятным. Лишь экстренные меры по обводнению болот помогли снизить этот риск. Однако из-за малого запаса влаги в почве продолжится деградация ельников, очень чувствительных к засухе, которые не успел поразить типограф. Учитывая масштабы монокультурных еловых насаждений в Московском регионе (которые в послевоенные годы искусственно формировались на огромных площадях, поскольку расчет был на обеспечение региона быстро растущей древесиной), мы на многие годы вперед получили большую экологическую проблему для Москвы. Кстати, и типограф не получил бы такой свободы, если бы монокультуры ели не занимали такие площади.

— Вы входите в экспертный совет Премии Правительства Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Расскажите об интересных проектах в сфере экологии города и как вообще сегодня эта отрасль развивается?

— Проекты (на конкурс по благоустройству) рассматривали почти год назад, конкретно не помню, но были неплохие: например, установка солнечных батарей на крышах остановок общественного транспорта с целью их автономного освещения; варианты крышного и вертикального озеленения.

— Может ли каждый обычный человек, житель нашего мегаполиса, как-то помочь нашей природе? Вот, например, одно время говорили, что использование аэрозолей увеличивает озоновые дыры… Что мы можем сделать, чтобы помочь нашей экологии? И как, на ваш взгляд, в целом изменилась экологическая обстановка в городе за последние пять лет?

— Каждый может помочь и должен, если хочет жить в нормальных условиях. Главное, вести себя «экологически»: минимизировать выброс мусора (не выбрасывать сразу пакеты, упаковку и пр., что может быть использовано неоднократно), в том числе не мусорить на улице, в парках, на природе; поддерживать направление на раздельный сбор мусора; минимизировать использование автомобиля; экономить воду и электроэнергию. Казалось бы, это простые вещи, но, к сожалению, даже они не всегда выполняются, а в условиях многомиллионного города последствия их несоблюдения весьма пагубны и масштабны. Важно понимать и ориентироваться на экологически устойчивое развитие города, требовать поддерживать реализацию экологоориентированных проектов и программ, поскольку можно прожить без машины, но без чистого воздуха и воды — пока ни у кого не получалось.

Из пластиковых бутылок можно извлечь колоссальную пользу / Фото: Михаил Подобед, «Вечерняя Москва»

Экологическая ситуация — понятие широкое. По загрязнению воздуха, вероятно, стало лучше благодаря обновляющемуся на более современный машинному парку с более экологичными двигателями и топливом (автомобили вносят основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городе). Но это ведь не только загрязнение воздуха. Несмотря на все разговоры об экологических приоритетах, возрастает в старой Москве (да и в новой тоже) плотность застройки. Транспортные коммуникации развиваются еще более стремительно. Увеличивается количество населения, и в целом пресс на природную среду города устойчиво возрастает. К тому же, чтобы оценивать изменения ситуации, необходимо иметь длительные ряды объективных сопоставимых данных о состоянии компонентов природной среды, с чем есть проблемы.

Поэтому некоторые общие направления стратегии устойчивого развития Москвы вытекают из сложившейся ситуации. Это максимальное сокращение производства, связанного с загрязнением природной среды, и развитие сферы услуг; жесткое регулирование и формирование системы стимулирующих и ограничивающих мер в сфере транспорта, направленных на повышение эффективности организации движения, экологических требований к транспортным средствам и топливам, развитие общественного транспорта и т.д.; жесткая миграционная политика и в идеале перенос столицы из Москвы (страна большая и надо давать стимулы развития другим регионам, да и Москву разгрузить от излишнего внимания); формирование эффективной и научно обоснованной системы природных и особо охраняемых природных территорий, озелененных территорий в городе (природно-экологического каркаса), повышение качества зеленых насаждений с целью максимально эффективного выполнения ими жизненно необходимых для города экосистемных функций.

СПРАВКА

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы вновь принимает заявки на лучшие проекты, связанные с экологическими решениями для города. Принять участие могут все желающие.

Конкурс проводится по двум направлениям: лучший проект комплексного благоустройства природных и озелененных территорий столицы и лучший проект в области охраны окружающей среды.

Конкурс призван повысить экологическую осознанность москвичей, поддерживать организации, студентов, аспирантов и преподавателей профильных вузов в создании инновационных проектов для восстановления и развития зеленых зон столицы, важных для всего городского сообщества, и привлечь внимание к проблемам охраны окружающей среды.

Проекты будет рассматривать экспертный совет при Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, который возглавляет Кульбачевский. Жюри будет обращать внимание на инновационность решений для теоретических проектов и на реальный вклад уже реализованных проектов в охрану окружающей среды, а также на их социальную значимость.

Подробнее прочитать о правилах конкурса можно здесь и здесь.

amp-next-page separator