Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

В метрополитене для проверки рельсов используют диагностический поезд

Город
Поезд с поэтичным названием «Синергия» увидеть в дневное время — очень редкая удача.

Снаружи вагоны отличает только яркая красно-оранжевая расцветка, зато внутри это настоящая лаборатория на колесах. Цель существования таких вагонов — контроль малейших повреждений верхнего и нижнего оснований путей. Для этого «Синергия» до зубов вооружена всевозможным сложным оборудованием. Так, тепловизионные приборы замеряют тепловое состояние аппаратуры, установленной в тоннелях метрополитена, и кабелей. Специальные термографы способны зафиксировать даже самую маленькую течь в тоннеле.

На крыше головного вагона установлены прожекторы и видеокамеры. Между первым и вторым вагонами установлены датчики, сканирующие габариты тоннеля. Под вагоном размещены инфракрасные датчики, лазерно-оптические измерители, тепловизоры, видеорегистраторы высокого разрешения, а также системы пространственного сканирования и другие приборы.

— Путеизмерительный комплекс выходит на линию каждый день. За шесть месяцев работы такой поезд способен обследовать пять тысяч километров путей метрополитена. Это как расстояние от Москвы до Иркутска. Наши приборы способны увидеть мельчайшие трещины в рельсах, то, что недоступно человеческому глазу, — рассказал начальник путеизмерительной станции метро Михаил Старостин.

Данные со всех датчиков и приборов выводятся на мониторы, установленные в пассажирском салоне вместо сидений. Остальные вагоны едут пустыми, в них находятся специальные веса, которые имитируют полную нагрузку поезда в час пик. Внутри вагона, где установлены компьютеры, ощущение, будто попал в современный офис — сотрудники сосредоточенно уставились в мониторы.

Изредка гудит принтер, печатающий документы. Изображение на экране постороннему глазу кажется однообразным — бесконечный ряд проносящихся шпал, но специалист при помощи современного оборудования способен увидеть отклонение от нормы. Такие технические новинки, как комплекс «Синергия», позволяют производить точечный ремонт, а не закрывать целые участки.

КСТАТИ

Диагностические вагоны предназначены для проведения скоростной и высокоскоростной диагностики рельсов. Использование таких средств существенно сокращает издержки на эксплуатацию рельсов за счет меньшей стоимости проверок, повышения их периодичности и как следствие — своевременного выявления дефектов.

СПРАВКА

Диагностические поезда «Синергия» эксплуатируются, кроме Московского, в Санкт-Петербургском, Новосибирском, Нижегородском, Минском, Алма-Атинском, Пекинском и Бакинском метрополитенах.

amp-next-page separator