Музейный комплекс к юбилею Ивана Тургенева откроется в Москве
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом…», так начал Иван Тургенев повесть о злой барыне, немом дворнике и утоплении собачки. Под «злой барыней» выведена его мать — Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова), а«отдаленная улица» — это Остоженка, дом 37, где сейчас расположен дом-музей писателя. Столичные музейщики и археологи при активной поддержке Департамента культуры и его главы Александра Кибовского, а также частных благотворителей сумели провести качественную реставрацию дома Тургенева всего лишь за семь месяцев этого года.
— Здание на Остоженке, 37, музею Пушкина передали благодаря правительству Москвы в 2009 году, — пояснил директор государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев. — Мы до этого Тургеневым не занимались. А в 2015-м Москва передала оставшуюся территорию, которая позволила создать тургеневский комплекс. Правда, не всю — когда-то усадьба спускалась к Крымскому броду, где как раз Герасим и утопил Муму.
Для воссоздания обстановки этого полутораэтажного особняка археологи и музейные сотрудники использовали не только бюджетные средства (более девяти миллионов рублей. — «ВМ»), но и средства благотворителей. Это позволило в короткое время восстановить паркеты, лепнину и росписи, скомпоновать коллекцию из полутора тысяч бытовых предметов эпохи.
— Там будет тринадцать помещений на первом этаже, три на втором, в том числе лекционный зал на 40 человек, — рассказал директор Государственного литературного музея имени Даля Дмитрий Бак.— Мы стремились создать такое заповедное пространство 40–50-х годов XIX века, когда в этом доме жила матушка Тургенева и подолгу жил он сам, наезжая в Москву. А то, что дом связан с «Муму», позволит устраивать в этом пространстве детские праздники и даже собачьи дефиле.
Дом на Остоженке, 37, в самом деле для культурной карты Москвы не менее значим, чем дом Пушкина или Булгакова. Тургеневы его снимали, братья после смерти матери съехали и в доме жила или гостила вся интеллигенция «старой столицы». Иван Тургенев в это время вращался в европейском светском обществе, и воспринимался им, как широкий и хлебосольный русский барин. При этом он служил неким «мостом», который знакомил Европу и Америку с русской литературой (в музее есть экземпляр первого издания «Капитанской дочки» на французском, перевода Полины Виардо. — «ВМ»). Сам Тургенев открывал России лучших европейских авторов.
Музейный комплекс откроется 8 ноября.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Кибовский, руководитель департамента культуры Москвы:
— Мы штурмовщиной не занимались — о юбилеях думают заранее. И та коллекция, которую можно будет увидеть в нашем музее, собиралась за много лет до этого события. Мы много работали с архивами и документами, то есть прежде, чем туда вошел реставратор, уже было понятно, что и где будет стоять. Поэтому сама реставрация была проведена быстро. У музейщиков есть такое понятие «вкусная экспозиция». Вот это она и есть — вы заходите и видите насыщенное, интерьерное, содержательное, продуманное историческое пространство. Это классический музей, которых в Москве не так много.
Леонид Кондрашев, главный археолог Москвы:
— Сложно найти любого «однозначного» человека даже среди обычных, не творческих личностей. Какие-то нюансы этой личности остаются за гранью музейной экспозиции. Много есть заделов для последующего изучения. Наверное, акценты будут расставлять исследователи уже последующие. Речь ведь об интерпретации образа, которая свойственна и посетителям и специалистам. Редко бывает, что люди в музее что-то воспринимают как интеллектуальное открытие. Да, на любую историческую личность надо смотреть с разных сторон. Но их личные недостатки надо оставлять в стороне.
СПРАВКА
До 1960 года в доме №37 по улице Метростроевской (ныне Остоженка. — «ВМ») располагались коммуналки. Исследования и реставрация были начаты только в 1970-е годы. Из дома отселили 30жильцов и передали его Спортивному комитету СССР.