Как изменилась уличная торговля в столице
Шанс реализовать амбиции
Сурен Варданян, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты:
— Любой регламентируемый и регулируемый процесс лучше, чем хаотичный. Говоря о киосках и торговых павильонах, которые сегодня устанавливаются в городе, и отвечая на критику, нужно отметить, что процесс их внедрения только начинается. Кроме того, город устанавливает киоски не только в соответствии с архитектурными решениями или генпланом, но и основываясь на потребностях того или иного района в товарах и услугах.
В свое время все мы хвалились той историей, что, выскочив из метро в любое время дня и ночи, могли купить все, что угодно. Конечно, это своеобразный комфорт, но при этом такая торговля не очень эстетична, а также есть риск приобрести не совсем то, что хотел. Многие сталкивались с эффектом «а-ля шаурмы», заработав себе в прямом смысле слова желудочную боль. Но именно «а-ля», потому что настоящая шаурма — это хороший, вкусный, сытный продукт.
Сегодня город старается ввести унифицированную модель, которая вписывалась бы в общую картину столицы. С моей точки зрения, это важно для восприятия города не только его жителями, но и туристами.
С другой стороны, развитие сети киосков и торговых павильонов — это, безусловно, новые рабочие места и возможность для горожан совершать быстрые доступные покупки. Не надо, например, оббегать весь магазин, чтобы купить мороженое. Мы имели некоторый период паузы в уличной торговле.
Я полагаю, он был взят, чтобы оценить целесообразность, необходимость создания новой платформы. После того как стало понятно, как ее строить и на что опираться, ее начали создавать. Все обвинения, в том числе эмоциональные, можно понять: у кого-то был закуплен товар, кто-то лишился работы. Однако раньше мы имели совершенно нерегулируемую, зачастую несертифицированную, хаотичную торговлю, торговлю в зоне риска. Мы, как Московская торгово-промышленная палата, защищаем интересы предпринимателей, работающих в открытой зоне, легальных бизнесменов. И мы считаем, что организация таких киосков и павильонов, в которых соблюдаются все санитарные нормы, в которых есть ответственность за товар, — это принципиально важно.
Очевидно, что в любом бизнесе есть подводные камни, и прежде, чем чем-то заняться, нужно изучить вопрос и рассчитать собственные силы. При этом аренда у государства — это наименьшая форма риска: вы понимаете, по какой цене и что конкретно вы берете, вам дается готовое помещение. В случае аренды киоска вложений потребуется гораздо меньше, чем если предприниматель решит сразу «пуститься во все тяжкие».
В конечном счете аренда — это элемент временный, и бизнесмен сможет развиться и создать собственную сеть. А случится это или нет, уже определяется амбициями предпринимателя.
Серые кардиналы ушли с рынка
Антон Шабанов, финансово-экономический эксперт, руководитель инвестиционного консалтинга:
— В первую очередь я должен отметить, что обновленные торговые киоски являются важным нововведением для города. Благодаря их появлению его облик стал более облагороженным, появилось больше свободных пространств возле станций метро, на площадях и улицах города. Ведь, напомню, уличная торговая реформа была организована не столько для бизнеса, сколько для обычных граждан. С этой точки зрения реформа, разумеется, дала свои позитивные плоды. Как москвич я сам наблюдаю, что город стал более просторным.
С точки зрения экономики это также выгодно для Москвы, потому как с исчезновением старых киосков и ларьков и их последующим обновлением исчезли с рынка так называемые серые и черные предприниматели, которые пытаются уйти от налогов и действуют абсолютно незаконно. В городе стало значительно больше официальных торговых точек, владельцы которых готовы оплачивать как аренду, так и налоги. После того как власти Москвы начали сносить незаконно построенные ларьки, многие предприниматели, действующие нелегально, были вынуждены уйти.
Я, в свою очередь, одобряю появление обновленных торговых киосков. Разумеется, это очень важно для малого и среднего бизнеса. Это способствует развитию экономики в столице, предохраняет ее от предпринимателей, которые уклоняются от уплаты налогов, привлекает дополнительные финансовые средства в городской бюджет.
Помимо этого, «черный» и «серый» бизнес государству, строго говоря, не нужен, ведь он не несет никакой социальной ответственности и не гарантирует сотрудникам ничего. Более того, нестационарные торговые точки, устанавливаемые предпринимателями, не желающими платить налоги, просто захламляют город. Поэтому я, конечно, выступаю за наведение порядка в сфере нестационарной торговли. Это хорошая и позитивная мера для столичной экономики.
Стоит также обратить внимание на преимущества новых киосков, которые я считаю важными. Большинство из них, около 80 процентов, устанавливают на месте прежних торговых павильонов. Реформа уличной торговли позволила значительно снизить стоимость аренды киосков, которые сдаются предпринимателям уже в готовом виде. При этом цена аренды зависит от района, в котором находится торговая точка, и специализации киоска. В свою очередь представители малого и среднего бизнеса оформляют документы на право торговли в новых киосках сроком на пять лет.
Горожане хотят общения
Ольга Твардовская, психолог:
— Безусловно, горожане очень привыкли к удобству. И уличные киоски — это один из важных аспектов комфортного образа жизни. Сейчас в мире можно наблюдать развитие процесса глобализации. Появляется огромное количество сетевых магазинов, владельцы которых задают тренды на ценообразование и ассортимент. В таких местах человек не чувствует себя уникальным, к нему не относятся как к личности. Мне как столичному жителю иногда хочется чего-нибудь особенного. Тогда я иду и покупаю свежий творог фермерского производства.
Но дело заключается не только в качестве продукта: когда человек часто посещает один и тот же киоск, он завязывает тесные социальные связи с продавцами, которых он видит каждый день. Получается, что в небольшие торговые точки приходят не только за товаром, но и за хорошими эмоциями. Здесь создается особая кулуарная обстановка. Некоторые продавцы и покупатели общаются друг с другом годами. Или еще одна расхожая ситуация — большинство горожан каждый день покупают кофе по пути на учебу или работу и чаще всего дружат с бариста. Не секрет, что хорошее начало дня — залог его удачного продолжения. Если вас в каком-то месте заряжают позитивом, то туда захочется приходить еще и еще.
Из таких, казалось бы, маленьких радостей и состоит наша жизнь. У жителей мегаполисов часто создается ощущение потерянности в большом городе. А локальные торговые точки служат неким уголком, где вы можете общаться с людьми, которых знаете.
Такие места очень нужны горожанам. Часто мы готовы переплачивать за приятные эмоции. Человек — существо социальное, ему нужно реализовываться и адаптироваться. Киоски и ларьки создают ощущение того, что ты кому-то нужен и интересен. Такие места москвичи стараются посещать как можно чаще.
Ежедневные походы в магазин влияют на эмоциональное состояние человека. Конечно, все необходимое можно заказать по интернету с доставкой на дом. Но намного приятнее прийти в уютное место, поговорить с продавцом, потрогать все своими руками, узнать о плюсах и минусах товара из первых уст. Нужно понимать, что есть разные психотипы — интроверт и экстраверт. Первые чувствуют себя комфортно, находясь вне социального поля: не взаимодействуя с людьми каждый день. Экстравертам же общение требуется как воздух: они не могут жить без социальной адаптации. Именно такие люди чаще всего совершают импульсивные покупки — приобретают то, в чем они на самом деле не нуждаются.
Для них определенные продукты обладают особым психологическим значением и являются отражением их индивидуальности. Людям важно себя с чем-то идентифицировать, чувствовать одобрение и поддержку. Именно поэтому социальные сети получили такое большое распространение. Когда человек пишет заметку или выкладывает фотографию в интернет, он дает миру понять, что он существует. Такое же ощущение у него возникает, когда он приобретает продукцию в хорошо знакомом районном киоске. Москвичи хотят ощущать себя маленькой частицей, причастной к чему-то большему. В настоящее время в этом им могут помочь небольшие торговые точки. Здесь люди чувствуют себя важными и нужными.
Киоскам нужен единый стандарт
Рубен Аракелян, архитектор, урбанист:
— Торговые павильоны — очень важные объекты для городской инфраструктуры. Есть такая проблема, что зачастую москвичам не хватает мест, где можно быстро перекусить или взять горячий кофе. Сейчас у жителей и гостей столицы наиболее востребованы торговые точки с едой и напитками. Хорошо, если киоски находятся там, где на них есть спрос. Конечно, они не должны мешаться пешеходному трафику и располагаться на очень узких улицах. В основном павильоны лучше размещать на больших площадях. Там всегда большая проходимость туристов.
Так, у киосков появляется дополнительная информационная функция — в них можно зайти в интернет, познакомиться с картой достопримечательностей города, найти нужный контакт в телефонном справочнике. Кроме того, туристы всегда могут назначить кафе местом встречи. В этих местах люди всегда могут отдохнуть, выпить согревающий напиток и поближе познакомиться с городом. Столичные градостроители стараются разместить павильоны там, где бы они были наиболее востребованы. Специалисты исследуют территорию района, смотрят, кто живет вокруг, и определяют потребности населения. Если в радиусе жилого дома нет точек с продуктами питания или пекарен, то ставят киоски.
Если же район перенасыщен торговыми объектами, то некоторые из них убирают. В данном вопросе нужно соблюдать баланс. Естественно, у торговых киосков должен быть некий общепринятый стандарт. Павильоны — такая же городская типология, как фонарь, бордюр или знаки дорожного движения. Мне кажется, что торговые точки должны быть незаметными. Москва — это наслоение разных эпох, стилей, цветов, фактур, событий. Столица и так очень пестрый и визуально разнообразный город.
Даже небольшой объект размером три на три метра может стать визуальным мусором, если у него будет очень вычурный и вульгарный дизайн. Киоски не рассчитаны на то, чтобы горожане ими любовались. Они должны выполнять исключительно торговую функцию. Павильонов много, и если каждый будет уникальным, то городская среда будет засоряться и потеряет целостность. Определенно, внешний вид киосков нужно стандартизировать. Их дизайн должен быть максимально спокойным и нейтральным, но при этом простым и современным.
Правила игры незыблемы
Алексей Каневский, председатель комитета Московского отделения Общественной организации «ОПОРА РОССИИ» по экономике:
— Начало реформы рынка нестационарной торговли стартовало в Москве в 2010 году. Тогда производился массовый снос киосков и ларьков, потому что многие из них работали на абсолютно незаконных основаниях и портили облик города. На смену им пришли обновленные киоски.
Отличия этих новых торговых павильонов заключаются в том, что они имеют единообразный внешний вид и, в свою очередь, никаким образом не портят облик столицы. При этом город тщательно регулирует их сферу деятельности и регламентирует, в каких местах должен находиться каждый конкретный торговый павильон.
В настоящее время предприниматели, которые на городских торгах выигрывают право арендовать обновленные павильоны, не могут никаким образом перепрофилировать сферу торговой деятельности. То есть киоск, в котором должна продаваться, например, выпечка, не может стать киоском, где торгуют цветами или же билетами в театр. Каждый коммерсант изначально знает, какой продукцией будет торговать при участии в аукционах. Кроме того, предприниматель не может переместить торговый павильон.
Безусловный выигрыш появление обновленных торговых киосков принесло, конечно, бюджету Москвы. Эта мера способствовала значительному пополнению городской казны. Бизнес стал абсолютно прозрачным и «белым». А нелегальных предпринимателей, которые еще работают на рынке, но уже ушли с объектов нестационарной торговли, сегодня по-прежнему необходимо тщательно контролировать. Для бизнеса также очень важно, что такие нестационарные торговые объекты имеют, если можно так выразиться, гарантийный характер.
Правила игры являются незыблемыми. В этом смысле у столичных предпринимателей, арендующих торговые точки, есть возможность среднесрочного или даже долгосрочного планирования, что является, на мой взгляд, существенным аспектом. Оплачивая ежемесячную аренду, столичные коммерсанты получают торговое место в беспроцентную рассрочку от города и освобождаются от крупных единовременных трат, что положительно сказывается на их предпринимательской деятельности. Ведь эти деньги можно вложить в развитие бизнеса.
Однако проблему в географии размещения и ограниченном ассортименте этих объектов никто не отменял. Бизнесмен, к сожалению, не может самостоятельно определять вид продукции, которую он будет реализовывать на приобретенном торговом павильоне, он не может установить киоск там, где сам считает целесообразным. И это, на мой взгляд, является упущением, которое необходимо восполнить с помощью серьезных и компетентных консультаций для представителей малого и среднего предпринимательства. Кроме того, каждому бизнесмену, принимающему участие в торгах, я бы посоветовал внимательно изучить, на каких условиях ему предоставляется право аренды.
Впрочем, напомню, что консультации для бизнесменов сегодня регулярно проводятся разными столичными организациями — например, государственным бюджетным учреждением «Малый бизнес». Разумеется, я положительно отношусь к тому, что правительство Москвы решило вернуться к увеличению количества объектов нестационарной торговли. Давно стоило сделать эти торговые павильоны более единообразными и отчасти смягчить начатую несколько лет назад реформу. Город решил так и поступить — не убирать торговые павильоны на улицах полностью, а поставить на их месте новые, поэтому я только одобряю данную реформу столичного правительства.