Сергей Собянин: Атмосфера города стала добрее и мягче
— Сергей Семенович, с днем рождения! Что вы считаете самым важным событием в своей жизни в прошедшем году?
— Выборы мэра. Если на первых выборах в 2013 году я получил кредит доверия москвичей, то на вторых выборах они оценивали результат моей работы. И эта оценка дорогого стоит.
— Хорошо, поговорим о результатах. Несколько лет назад вы говорили о том, что атмосфера в Москве какая-то слишком жесткая. Удалось ли сделать наш город добрее? Или Москва по-прежнему «слезам не верит»?
— На мой взгляд, атмосфера в городе с каждым годом становится добрее и мягче. Мы победили очереди и научили чиновников улыбаться. Больше не нужно вставать в 6 утра, чтобы получить талончик в поликлинику. Нет проблем записать ребенка в школу или детский сад. Страшно подумать, сколько нервных клеток сберегают москвичам центры «Мои документы» и электронные услуги на портале mos.ru.
— Помимо очередей, источником стресса для москвичей являются дорожные пробки и переполненный общественный транспорт. Сколько еще надо построить станций метро и новых дорог, чтобы решить транспортные проблемы Москвы?
— Для победы над очередями потребовалось 3–4 года. Для решения наиболее острых транспортных проблем нужно больше времени — примерно 15 лет. Сейчас мы в середине пути.
С 2011 года мы открыли 81 станцию метро и МЦК, рядом с которыми живут, учатся и работают примерно 4 миллиона москвичей. Но в планах — еще 40–50 станций. Мы построили больше 800 километров дорог, запланировано строительство еще 500 километров. Работают сотни километров выделенных полос, и их количество будет увеличиваться.
Уже сегодня среднее время поездки от МКАД в центр и обратно сократилось на 20 минут. Для работающего человека за год набегает три свободных дня, которые можно потратить на более полезные вещи, чем транспорт. И тоже миллиарды сбереженных нервных клеток.
— Сокольническая линия метро пришла в Коммунарку. Кто на очереди?
— В ближайший год планируем завершить строительство Некрасовской линии метро. А затем наступит очередь Большой кольцевой линии. Начиная с 2021 года будем каждый год открывать новые участки, пока полностью не замкнем кольцо. Параллельно начали строить новую Коммунарскую линию метро и ветку в район Северный, готовимся строить метро во Внуково и Гольяново.
— Благодаря вам в Москве появилось такое понятие, как «пешеходная зона». Каждое лето проходит благоустройство десятков улиц и парков. Программа благоустройства тоже находится в середине пути?
— Если говорить об историческом центре, то, скорее, в конце. Благоустройство большинства центральных улиц завершено. Нужно просто поддерживать их в нормальном состоянии и провести ремонт небольших улочек и переулков, которые тоже требуют внимания. А в жилых районах масштабы благоустройства зависят от пожеланий местных жителей. Просьб привести в порядок родную улочку или парк поступает очень много. Поэтому впереди еще много работы. Только в этом году мы ведем благоустройство свыше 160 улиц, площадей, парков и скверов. В следующем году, как минимум, сделаем не меньше.
— География фестивальных площадок также будет расширяться?
— В идеале каждый район должен иметь свой общественный центр для проведения местных праздников и фестивалей. Это задача на несколько лет вперед.
— Два года назад Москва была взбудоражена обсуждением программы реновации. Такого накала страстей лично я вообще не могу припомнить за всю свою журналистскую карьеру. Вы не жалеете, что взялись за эту программу?
— Не все решения бывают популярными, не всегда планы городских властей получают безоговорочное одобрение. Но, в конце концов, принимать решения — это моя работа. Главное, чтобы они шли на пользу москвичам.
Программа реновации набрала хороший темп. Под заселение уже передано 36 новых домов. Более 12 тысяч москвичей уже вселились в новые квартиры или собирают вещи для переезда. 114 домов находится в стадии строительства. Поэтому темпы переезда от года к году будут только возрастать.
Помню, в 2013 году мы открывали железнодорожную платформу Новопеределкино. А чуть поодаль стояли местные жительницы и буквально кричали: «Снесите наши пятиэтажки. В них жить невозможно». Надеюсь, теперь у этих женщин и всех участников программы реновации все хорошо. Новая квартира для них — не сказка, а вполне реальная перспектива.
— В 2010 году мало кто ожидал, что московское образование ждут такие крутые перемены: объединение школ, профильные классы, электронный дневник, а в последнее время — еще и Московская электронная школа. Насколько эти меры оправдали себя?
— Девять лет назад в Москве было всего 15–20 школ с тремя и больше профилями подготовки в старших классах.
Сегодня все школы предлагают выбор из нескольких профилей обучения. Благодаря объединению школ у ребят появился реальный выбор и возможность углубленно изучать интересующие их предметы.
Московская электронная школа — вообще уникальный проект. Теперь в каждой школе учитель может воспользоваться лучшими сценариями уроков и методическими материалами, которые подготовили его коллеги. Да и ребята решают задачки в электронной среде с большим удовольствием, чем в традиционных бумажных тетрадках.
И главное — результаты. Сегодня московские школьники примерно в три раза лучше сдают ЕГЭ, чем в 2010 году и, как правило, успешно поступают в вузы на бюджетные места. И вновь можно сказать: школьные успехи детей — это сбереженные нервы родителей.
— Мне кажется, что единственной сферой городской жизни, которая не менялась в последние годы, была социальная защита.
— Не совсем так. Мы сохранили и регулярно повышаем привычные доплаты к пенсиям, социальные пособия и льготы. Но в то же время в городе появились новые социальные программы, например «Московское долголетие» и медицинский патронаж на дому. В ближайшие годы проведем полную модернизацию центров социального обслуживания. Фактически они должны стать местными клубами для встреч и общения пожилых людей.
— Какие приоритетные задачи вы ставите перед собой на ближайшие годы?
— У нас один приоритет — улучшение жизни москвичей. Все отрасли городского хозяйства должны развиваться сбалансированно. Все намеченные программы будут реализовываться максимально энергично. Но есть, на мой взгляд, три сферы, где в ближайшие годы мы можем обеспечить качественные изменения к лучшему.
Во-первых, это решение транспортной проблемы, включая запуск наземного метро — Московских центральных диаметров — для миллионов москвичей и жителей Подмосковья.
Второе — это улучшение здравоохранения. Для этого мы вкладываем сегодня огромные ресурсы в повышение квалификации врачей, улучшение работы поликлиник и строительство новых больниц.
И третье — благоустройство жилых районов, чтобы каждый житель Москвы мог отдохнуть в уютном парке рядом с домом, купить свежие овощи и фрукты на местном рынке, заняться спортом, хорошо провести время в библиотеке, доме культуры или центре социального обслуживания.
Это гигантские задачи, но мы об этом не только мечтаем. Я уверен, что нам это удастся.