Директор автомобильного завода «АМО» Иван Лихачев у опытной легковой машины, выпущенной заводом «АМО» / Фото ИТАР-ТАСС

Столица нашла деньги для спасения завода ЗИЛ

Город
На заводе "ЗИЛ" теперь будут собирать 150 тысяч автомобилей в год

В пятницу правительством Москвы и Сбербанком было подписано соглашение об организации на заводе «ЗИЛ» контрактной сборки автомобилей ряда ведущих мировых производителей. Предварительно определен модельный ряд производства – легковые и коммерческие автомобили, среднетоннажные грузовики и ряд других. Напомним, что еще год назад старейший автомобильный завод Москвы был на пороге банкротства. Долги предприятия превышали 20 миллиардов  рублей, был остановлен заводской конвейер. Долги по заработной плате превысили 200 миллионов рублей, сотрудники предприятия столкнулись с угрозой увольнения.

Тогда московское правительство стало реанимировать предприятие. Эти усилия принесли свои плоды, и уже в сентябре прошлого года был опять запущен конвейер, реструктуризирована задолженность предприятия в размере 24,6 миллиардов рублей, накопившаяся с 1997 по 2011 годы. Выручка завода за 2011 год составила 2,13 миллиардов рублей с учетом НДС. В ноябре прошлого года тогдашний премьер Владимир Путин дал поручение Минпромторгу России совместно с Минэкономразвития России проработать вопрос использования механизмов соглашений о «промышленной сборке».

Подписанное Сергеем Собяниным и Германом Грефом соглашение заключено в рамках того поручения. Стоимость проекта – 12 миллиардов рублей, которые позволят запустить линии крупноузловой сборки и полного производственного цикла контрактной сборки автомобилей: сварка, окраска, сборка и т.д. Срок действия проекта пять лет (с 2012 по 2017 год), но на полную мощность завод по плану сможет выйти к 2019 году.

Мнение эксперта

Почему Россия не может создать свой хороший автомобиль?

Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала «За рулем».

«Потому же, почему нет собственного самолета, собственного компьютера. Потому что мы безнадежно отстали. Потому что собственную автомобильную промышленность не развивали, работали на покупном оборудовании. Если бы деньги, которые приносил автопром, шли на развитие производства, возможно, такого отставания не было. Автомобильная промышленность требует огромных затрат. Для создания платформы легкового автомобиля необходимо не менее 2 миллиардов долларов. И если бы дело было только в этом. Для самостоятельного производства нужна школа, нужны высококвалифицированные кадры, должна быть преемственность, а у нас всего этого нет. Все, кто был, уже слишком стары, молодежь им на смену не приходит. Поэтому все попытки реанимировать отечественную автомобильную промышленность – бессмысленны и беспощадны».

Алексей Лысенков, ведущий передачи «Гонки на выживание».

«Сейчас начнем с «отвертки», пройдет время, будет собственное производство. Полагаю, это нормальный путь. Москва ведь не сразу строилась. Многие страны пошли по такому пути – сначала «отверточное» производство и только потом – выпуск своих автомобилей. Турция, например, пошла именно по такому пути. Так что ничего плохого я здесь не вижу. Наоборот, считаю позитивным изменением то, что производственные мощности завода начнут, наконец, использовать. Это намного лучше, чем то, что происходит сейчас: огромный завод стоит, постепенно превращаясь в зону для сталкеров. Частично территория, конечно, используется, но это совсем не то, что нужно. Нужно хотя бы попытаться вернуть к жизни промышленного гиганта».

amp-next-page separator