Акция в Сокольниках. / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

Москвичи: «Помним и никогда не забудем подвига наших отцов, дедов и прадедов»

Город

И пусть говорят, что подрастающие поколения не знают о жертвах Великой Отечественной, не чтут ее героев - не верьте им. Я убедилась, придя в Сокольники 10 мая: память о подвиге воинов, добывших кровью и потом Великую Победу, жива. Она бережно передается от старших к младшим.

У самой большой, главной клумбы парка - площадка с символическим памятником в центре, объемной красной звездой. Здесь живые цветы и много зажженных свечей. Каждый посетитель парка может взять у симпатичных девушек за стойкой свечу и поставить ее у основания импровизированного монумента - поклониться всем тем, кто в грозный час встал на защиту Отечества. Эту акцию "Подари огонь души" организовало Детское движение Москвы при поддержке двух столичных департаментов - департамента культуры и департамента СМИ и рекламы, рассказывает мне Шарена Выселкова, представительница организаторов.

- Вчера здесь был ажиотаж, - говорит она. - Люди вставали в очередь, мы едва успевали зажигать и раздавать свечи.

Это безумно приятно, признается девушка. Ведь сейчас часто можно услышать, что люди с годами забывают самые памятные страницы истории страны, ее героическое прошлое. Но вот на таких мероприятиях видно, что даже маленькие дети знают о Великой Отечественной, о ее воинах, о том, что нужно чтить память предков.

- Чуть не плачешь в такие моменты, - голос у Шарены перехватывает от волнения.

От разговора ее отвлекает стайка мальчишек-подростков:

- Мы хотим поучаствовать, можно?..

Я подхожу к монументу. Светловолосая женщина в розовой блузке осторожно поставила плошечку с огоньком. Выпрямилась, перекрестилась.

В ответ на мой вопрос, почему она решила участвовать в акции, Лариса Ивановна (так ее зовут)смущенно улыбается:

- Да вот увидела... не могла пройти мимо. Мой папа был военным, в 40-е годы участвовал в боевых действиях в Иране. А погиб он в 1947 году, сопровождал обоз в Сталинград. 23 февраля его хоронили. Мама потом никогда не праздновала этот день.

В ее глазах появляются слезы, и я чувствую, как ей тяжело...

Наблюдаю, как колдуют со свечами молодая женщина и ее дочка - славная русоволосая малышка примерно двух лет. Мама вручила девчушке свечу, показывает, куда, как ее нужно поставить. Дочка все делает старательно, потому справляется.

Конечно, не могу не подойти, не побеседовать.

- Я Марина Шуленина, а дочку Маргаритой зовут, - говорит женщина.

- Почему вы ее привели? Она ведь маленькая, вряд ли что понимает.

- Это такой праздник... Надо, чтобы о нем и дети знали...

Она начинает плакать. Смотрю в синие, аккуратно подкрашенные глаза, из которых струятся слезы, и понимаю: это не истерика. Это боль. Это вселенская женская жалость к тем, кто не дожил до майских торжественных залпов, не увидел мирного неба. Как бы извиняясь, Марина взмахивает руками:

- Это словами рассказать нельзя. Это Великая Победа. В нашей семье есть погибшие. И надо, чтобы люди больше знали о страшной войне, чтобы и дети услышали, поняли и не допустили такого. Никогда...

... Я беру свечу, ставлю ее у одного из лучей звезды. Замираю на несколько мгновений. Я вспоминаю о героях, подвиги которых запечатлены в книгах, фильмах. Эти люди - сильные, красивые, - словно встают у меня перед глазами. Партизанка Зоя Космодемьянская. Ребята из "Молодой гвардии". Генерал Дмитрий Карбышев. Санитарка Гуля Королева.

Украдкой вытираю глаза и про себя говорю: "Вечная слава и память вам. Мы знаем, что вам обязаны жизнью и свободой. Помним. Чтим. И так будет всегда".

amp-next-page separator