Покупать ли нам воду по карточкам и на развес

Город

На горизонте нашей коммунальной жизни замаячила новая, пугающая своей неизвестностью проблема — введение социальной нормы потребления энергоресурсов: воды, электричества, газа. Прояснить читателям «Вечерки» суть этого «мокрого дела» наш корреспондент попросил Станислава Храменкова, лучшего, пожалуй, знатока водных проблем мегаполиса, технического директора ГК «Росводоканал».

Станислав Владимирович, экономия воды для россиян в целом (и, в частности, для москвичей) — это благо или всего лишь экономическая необходимость?

— Слово «экономия» я бы заменил на словосочетание «рациональное использование».

Речь идет о рачительном использовании воды. Это означает, что каждый человек должен потреблять то ее количество, которое ему необходимо. При условии, конечно, что качество жизни не пострадает. Рациональное потребление — это отказ от бездумного, излишнего потребления воды. В этом смысле экономия воды — благо.

Если это экономическая необходимость, то назовите минимальную норму расхода воды на человека в месяц, меньше которой ее использовать нельзя — коллективы просто развалятся от невостребованности.

— Утверждать, что коллективы водоканалов развалятся от невостребованности — это заблуждение. Водопровод будет существовать столько, сколько будет существовать человек. Беспокоит другое: и сегодня далеко не все москвичи знают, как рационально использовать воду в быту.

Для нас не секрет, что у многих жителей столицы краны по-прежнему текут.

Люди приобретают стиральные и посудомоечные машины с большим расходом воды, подбирая технику не по ее характеристикам, а по цене. Еще нет понимания, что самое рациональное при купании — это использование душа, а не ванной. Емкость ванной, я напомню, составляет от 150 до 200 литров. Наполняя ее, мы почти сразу же выливаем до 20 ведер достаточно чистой воды… в канализацию. При этом платим из своего кармана немалую сумму. К слову, я готов вести в «Вечерней Москве» целевую полосу и рассказывать о том, как рационально потреблять воду в быту. Готов поделиться элементарными знаниями, которые помогут снизить объем ее потребления в повседневной жизни. Ведь на самом деле человеку для нормального жизнеобеспечения требуется не более 130–140 литров воды… в сутки. Это подтверждено моим многолетним опытом. В свое время я даже составил таблицу, в которой опытным путем установил, сколько в среднем человек тратит воды на чистку зубов, умывание, на стирку.

Проводил лабораторные исследования, и они подтвердили мои выводы.

Тогда по какой причине вдруг зазвучала информация о том, что экономия воды в быту приведет (уже приводит!) к сокращению платежей и опосредованно к остановке и развалу систем подачи воды?

— Главная задача любого водоканала в населенном пункте — производство питьевой воды с наименьшими затратами. Система водоснабжения каждого города (в том числе и столицы) должна выйти на такой объем производства воды, который необходим для жизнеобеспечения. Вода ведь расходуется еще и на другие нужды города: для обеспечения работы ТЭЦ, промышленных предприятий, полива улиц, деревьев, цветников и так далее. Все эти потребности удовлетворяют водопроводные станции и сети. В Москве и других городах России эти сооружения строились в советское время с огромным (до 25–35 процентов) запасом мощности. Поэтому сегодня, в условиях сокращения (а не увеличения) водопотребления, мы, работники системы, должны работать совершенно по-другому.

Сейчас на первый план вышло самое важное направление — сокращение затрат в условиях жесткого регулирования тарифа на воду.

Резервы по их сокращению есть в каждом водоканале.

Возьмем, к примеру, нашу энергоэффективность. Она находится на невысоком уровне: потребление электроэнергии на производство 1 кубометра питьевой воды составляет от 0,8 до 1,8 киловатта в час. В Европе — 0,3– 0,5 киловатта в час. Нам нужно инвестировать в большей степени в повышение качества воды и повышение энергоэффективности. И очень важно сделать то, что уже государство провозгласило: завершить разработку схем водоснабжения и водоотведения. Сегодня этот процесс идет крайне медленно. Только при разработке схем мы поймем, какие объекты являются приоритетными в каждом городе и куда вкладывать деньги. Система водоснабжения не должна выступать сдерживающим фактором развития города. Это очень важно. Безусловно, я поддерживаю вашу мысль о том, что нужно избавляться от непрофильных активов. Но сокращать надо не управленцев как таковых, а неэффективных управленцев. Подчеркиваю — неэффективных! Никогда не будет снята с повестки дня задача — продолжать обучать и готовить эффективных менеджеров, грамотных инженеров, которые хорошо разбираются в городской инфраструктуре.

То есть водоканалам надо не паниковать, а…

— …сокращать потери на собственные нужны, использовать нетрадиционные источники энергии: биогаз, тепловые насосы, солнечный свет.

Для высокой эффективности мы должны потреблять на очистку сточных вод от городских электрических компаний не более 10 процентов электроэнергии. Кстати, в Гамбурге все 100 процентов электроэнергии, требуемой для обеспечения работы станции аэрации, добывается с помощью биогаза. Что же у нас? В Тюмени, например, 250 солнечных дней в году. Но там до сих пор нет ни одной солнечной батареи. Сейчас мы будем там заниматься решением этого вопроса. По моим оценкам, в каждом городе можно (за счет переработки своих же стоков) обеспечить электрической энергией на 60–80 процентов все канализационные очистные сооружения.

Вот сейчас начался ввод в действие социальной нормы потребления энергоресурсов. Он направлен на ограничение их потребления. Как вы считаете, эта экономия пойдет на пользу вашим коллективам?

— На мой взгляд, социальная норма возможна в электричестве, но не в водоснабжении.

Ограничивать для людей потребление жизненно важного ресурса — это несправедливо.

Человек должен сам определять количество воды, которое ему необходимо потреблять, и, естественно, за это платить. Кроме того, социальная норма на воду создаст дополнительные трудности для водоканалов: с одной стороны, ограничение подтолкнет потребителей к не вполне честным манипуляциям с оплатой ресурса, поскольку контролировать действительный расход воды будет слож- но. С другой стороны, она не решит проблему социальной защиты малоимущих. Ведь доля расходов на воду в жилищно-коммунальной платежке достаточно мала. Эта инициатива не должна стать тормозом в работе водоканалов и ухудшать качество жизни социально незащищенных граждан.

Как быть с излишками воды — торговать ею навынос, с лотка?

— Торговать водой навынос не нужно. Чем меньше мы забираем ее из источников, тем меньше сбрасываем в канализацию. Нам будет проще и дешевле ее очищать. Так мы будем меньше загрязнять природу. Но если встанет вопрос продажи воды, то мы ее будем разливать в бутылки и продавать, как это делается во многих странах.

Есть ли выход для водоканалов, в том числе и московского, из складывающейся ситуации? Как не выпасть из цивилизации и при этом сохранить мощные трудовые коллективы, оборудование и огромную инфраструктуру этих сырьевых монополий?

— Сохранять в рабочем режиме огромную, построенную в советское время инфраструктуру сложно. Скажу больше: в столице практически 30–40 процентов построенных сооружений водоканала уже не используются. В городе созданы основные фонды, стоимость которых очень высока.

Естественно, что такого потребления уже никогда не будет. Их стоимость высока.

Они рассчитаны на подачу 400–500 литров воды на человека в день. Но такого потребления уже никогда не будет.

Выход один: выводить их в технологический резерв, а часть — просто закрывать.  

Вода лежит в основе биологической жизни. «Живая» и «мертвая», она одинаково необходима человеку и животным большого города в чистом виде и достаточном количестве ежедневно. / Фото: photoexpress

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег Суханов, адвокат, руководитель одноименного юридического центра:

— Формально каждый из москвичей вправе платить непосредственно поставщикам ресурсов. Однако на практике такая схема расчетов применяется редко. Большинство УК распоряжаются деньгами горожан по своему усмотрению.

Если, к примеру, УК собирает 10 миллионов рублей, то, разместив эту сумму на краткосрочном депозите, она может заработать до 200–300 тысяч за два-три месяца. Если она управляет не одним, а несколькими домами, прибыль может исчисляться миллионами рублей.

Виктор Родионов, глава управы района Кузьминки Юго-Восточного административного округа столицы:

— С приходом Сергея Семеновича Собянина на пост мэра Москвы в столицу пришла новая философия: строить город, удобный для жизни. Решение этой задачи в Кузьминках в первую очередь связано с реконструкцией ветхого, строительством комфортабельного и благоустроенного жилья. У нас проводится большая работа по обновлению водопроводных, электрических, газовых сетей. Их реконструкция позволит, экономя ресурсы, не снижать качество жизни. Работа в этом направлении в районе сегодня идет масштабная и целенаправленная.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рост тарифов ЖКХ в будущем году составит всего 150 рублей на человека

Повышение тарифов ЖКХ в 2014 году произойдет не с 1 июля, а с 1 ноября.Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин на заседании правительства. По словам мэра, впервые за всю историю регулирования тарифов властям удалось остановить реальный рост тарифов для населения.

Таким образом, индексация тарифов будет самой маленькой за последние 23 года и составит всего 7 процентов. Это всего 150 рублей на человека в месяц (или около 7, 60 рублей на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения). Для сравнения - в 2013 году средний рост платежа на одного москвича составлял 185 рублей. (читайте далее...)

amp-next-page separator