От Горького до «Табакерки»

Город
Большинство зрителей, приходящих в театр Олега Табакова, или попросту «Табакерку», проходят сразу во внутренний дворик дома, в подвале которого расположен театр, и не обращают внимание на то, насколько красив этот старый дом. А ему, между прочим, уже более ста лет. Вот этот пробел мы и восполним.

Улица разных имен

Сразу за улицей Жуковского, параллельно ей проходит улица академика Сергея Чаплыгина. До 1942 года она носила другое имя – Машков переулок. Для тех, кто хочет окончательно запутаться, можно добавить, что имя Машкова теперь носит соседняя улица. Так что , если вы встретите на старых картах или в старых путеводителях это название – не путайте.

Нынешняя улица Чаплыгина соединяет Большой Харитоньевский переулок с Покровкой.

Свое имя улица Машкова получила от домовладельца, дворцового гоф-юнкера Василия Машкова. Этот чин соответствовал XII классу в Табели о рангах и титуловался «ваше благородие» Дом Машков построил в этих местах в 1726 году и заботился не только о нем, но и том, чтобы отремонтировали соседний храм. Даже денег дал и подписал прошение на имя императрицы. В те времена переулок еще назывался Барашевским, но существовавшей здесь Барашской слободе.

Академик Чаплыгин

Сергей Чаплыгин (1869-1942) - крупный специалист в области баллистики, аэро- и гидродинамики, ученик Николая Жуковского и продолжателя его дела. Недалеко от начала улицы, у дома №10 стоит мраморный бюст Чаплыгина работы скульптора Виленского.

Сам ученый жил с 1920 по 1941 год в доме №1а в небольшой квартире №37 на втором этаже. Что интересно, Чаплыгин жил в доходном доме Грибовых не по своей воле. Особняк на Остоженке отобрали после революции, и выделили жильё тут. Причём изначально - две комнаты в квартире, расселили позже.

Мемориальная квартира-музей Чаплыгина была здесь открыта в 1970-х. Умер он в эвакуации, будучи директором института ЦАГИ, в Новосибирске.

Дом Грибовых

В этом огромном доме, построенном в 1911 году замечательным архитектором Гельрихом, как доходный по заказу купцов Грибовых, жили многие известные люди: биохимик Алексей Бах, историк и академик, ученик Ключевского Юрий Готье (двоюродный брат последней владелицы соседнего особняка Елизаветы Готье-Дюфайе), физик Борис Ильин (квартира №22), врач-эпидемиолог Николай Гамалея, единственный беспартийный участник первой экспедиции на Северный полюс и ее радист, а затем глава советского общества филателистов Эрнст Кренкель в квартире 8, а затем 20. Кстати, его родители жили на этой же улице, только в другом доме. Здесь же жили экономист Петр Лященко, академик Евгений Чудаков, электротехник, участник составления плана ГОЭЛРО Виктор Кулебакин.

Но если быть точнее, то большинство из перечисленных людей жили в пристроенном в 1927 году доме в стиле конструктивизма. Здесь, а также в более старом доме 1А, разместился жилищный кооператив научных работников. В «новом» доме, о чем говорят сохранившиеся до наших дней указатели, находились квартиры с 3 по 21. А в грибовском слева шла нумерация 26 по 50, а уже потом 1-25. Дореволюционные квартирные знаки в Москве редки. Надписи над подъездами доходного дома братьев Грибовых уцелели в силу своей недвижимости — они выполнены в штукатурке.

Оба дома, как и соседние по Большому Харитоньевскому переулку, 12, построены на месте усадьбы статской советницы Херасковой.

Владимир Назарович Грибов вместе с братьями был владельцем мануфактуры бумажных, шелковых и суконных товаров и торгового дома «Н.Ф. Грибов с сыновьями». Павел Назарович Грибов родился 11 января 1869 года в Москве. Он с братьями владел и особняком в Большом Харитоньевском переулке.

Выборный Биржевого общества, сопредседатель Московского Купеческого банка, попечитель Московского городского коммерческого училища, помогал Тургеневской и Бутырской читальням, Приюту для брошенных детей на Палихе, крестьянам Московского уезда.

Владели они также несколькими доходными домами в Огородной слободе у Чистых прудов. После революции 1917 года семья Грибовых покинула Россию.Фасад дома Грибовых по проекту Гельриха богато украсили неоклассическим декором, который и сегодня выглядит очень необычно и привлекательно. Он изобилует керамикой, лепниной, росписями. Фасады украшены лепными барельефами и скульптурой: львами, путти, масками Медуз, Персея, орлами, грифонами.

В прежние времена на углу «нового» дома в цокольном этаже было эркерное окно. Такое же, как и на верхних. Но затем центральную часть окна заменили дверью, а над ней появилась вывеска «Машинописные работы». В постперестроечные годы эту вывеску сменила другая – «Салон красоты». И дверь заменили на стеклянную.

Кстати, возле этого дома в 1978 году проходили съемки популярного тогда фильма «Школьный вальс». И в нем можно увидеть, как выглядел дом, да и вся улица в те годы.

Жильцы

Жил здесь с семьей в квартире №8 и один из основателей советской фармацевтической промышленности химик Алексей Евгеньевич Чичибабин. В 1930 году он уехал в Париж, где от ожогов, полученных на химическом заводе умерла его дочь, и уже не вернулся, опасаясь репрессий. Его лишили советского гражданства и всех почестей. Там, во Франции он и жил до самой смерти в 1945-м.

Еще одной обитательницей дома была первая жена писателя Алексея Максимовича Горького Екатерина Павловна Пешкова (в девичестве Волжина) и его сын.Обычно в их квартире №16 писатель останавливался во время приездов в Москву с 1915 по 1929 год. В этом же доме 20 октября 1920 года произошла его встреча с Лениным, что подтверждает мемориальная доска. Они вместе слушали «Аппассионату» Бетховена. Играл друг Горького – знаменитый пианист Исай Добровейн. Через три года после этой встречи он уехал из России и стал гражданином Норвегии.

Екатерина Павловна Пешкова - одна из первых правозащитниц в 20-е - 30-е годы (Красный Крест, Помощь голодающим – Помгол, Комитет помощи политзаключенным). Глава НКВД Ежов в 1937 закрыл комитет. Внучка Пешковой вышла замуж за сына Лаврентия Берии. А Берия запирался от нее в кабинете. Умерла в 1965 году.

Несколько лет в конце 1920-х годов жильцом дома в квартире 20 был и артист Анатолий Кторов (настоящая фамилия Викторов, отсюда и псевдоним Ви-Кторов). В 1920-е годы на московских афишах и в кинематографических анонсах фамилия Кторова печаталось крупными буквами. Он был главной звездой экрана, блистал в фильмах Якова Протазанова «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Иоргена», «Марионетки», «Процесс о трех миллионах». С его именем была связана особая эстетика ослепительного мужского магнетизма. Долгие годы им определяли меру «роковой красоты». После роли Паратова в фильме Протазанова 1937 года «Бесприданница» Кторов не снимался двадцать пять лет. В 1965 году зрители вновь увидели Кторова на экране: в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» актер блистательно сыграл старого князя Болконского.

Он отдал себя сцене Московского художественного театра. Похоронен Кторов на Введенском кладбище.

«Табакерка»

В подвале дома 1 работает Театр-студия под руководством Олега Табакова. Здесь выступали Булат Окуджава, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. В 1977 году Олегу Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина 1а. Свои двери он открыл 1 марта 1987 года и дал спектакль по пьесе Юрия Полякова.

В доме 1А располагались в свое время «домовая кухня» - нечто среднее между привычной многим Кулинарией и закусочной, а также собственный клуб.

Местные ребята между собой называли клуб «Кренделем», хотя официально он носил имя полярника Эрнста Теодоровича Кренкеля, жившего в этом же доме до 1971 года. Клуб находился в том самом подвале, где теперь расположилась «Табакерка», увеличенная за счет еще нескольких квартир. В клубе нередко проходили культурно-массовые мероприятия. Там выступала и Рина Зеленая, которая тоже жила в этом доме.

Три драматурга

Во дворе дома 1А установили композицию из трех бронзовых фигур «Драматурги» в честь Александра Володина, Александра Вампилова и Виктора Розова. Произошло это в 2007 году.

Идея о создании памятника долго не воплощалась, о нем начали говорить еще в конце 90-х годов. Потом разговоры утихли на несколько лет.

В марте 2007 года по инициативе Олега Табакова скульптурная композиция трем драматургам, пьесы которых до сих пор актуальны и идут во многих театрах по всей стране, была все же установлена в Москве. Тогда ее открытие во внутреннем дворике театра «Табакерка» приурочили к Международному дню театра.

Авторами проекта выступили ректор Санкт-Петербургской академии художеств Альберт Чаркин и директор музея-заповедника «Царское Село» Иван Сайтов.

Архитектор Гельрих

Густав Августович Гельрих родился в Гамбурге (Германия) 15 сентября 1878 года. К сожалению, точная дата смерти московского архитектора, мастера модерна, неизвестна.

Он окончил Ганноверский Политехнический институт и в 1901 году прибыл в Москву. Здесь он получает от МВД России свидетельство на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части (частная практика).

С самых первых дней его приглашает к сотрудничеству молодой и удачливый московский предприниматель Яков Рекк, который к тому времени возглавлял акционерное общество по торговле и строительству. Яков Андреевич мечтал застроить столицу «стильными домами», для чего привлекал к осуществлению своих планов талантливых архитекторов.

Основной специализацией Гельриха было строительство и проектирование доходных домов, сделанных из каркасных конструкций. Один из домов на Малой Дмитровке принадлежал лично ему.

Домам Гельриха свойственно: совмещение комфорта и функциональности сооружений, структурная упорядоченность, рациональная четкость при проектировании квартир и секций.

Фасады зданий оформлялись эркерами и балконами, венчающими карнизами, волнообразными и скругленными выступами стен, декоративной лепниной и интересным рисунком балконных решеток и оконных переплетов. Это позволяло неимоверно оживлять плоскость многоэтажных и протяженных сооружений.В 1906 году талантливого архитектора принимают в архитектурное общество Москвы.

Будучи подданным Германии, архитектор был вынужден покинуть Москву из-за начала I Мировой войны. Случилось это в 1914 году.Судьба Гельриха после 1917 до сих пор неизвестна.

Соседи

Специально построенной двухметровой кирпичной стеной дом Грибовых и его обитателей в советское время отделили от соседнего особняка Льва Готье-Дюфайе, построенного в 1895 году по проекту архитектора Николая Якунина и перестроенного в 1914 году по проекту архитектора Дмитрия Маркова. Тогда появился второй этаж, изменился фасад. На фасаде имеется лепное панно.

В 1941 году дом был частично разрушен прямым попаданием немецкой авиабомбы, но впоследствии в точности восстановлен. Тогда в нем находилось постпредство Латвии, потом представительство Латвийской социалистической республики. Теперь посольство той же страны.

Фамилия Готье-Дюфайе известна многим коренным москвичам. Брат Льва Владимировича - Эмилий по поручению Археологического общества провел фотографические съёмки различных мест, связанных с историей города. Коллекция из 500 фотографий сегодня считается одним из ценнейших источников изучения дореволюционной Москвы.

Ну, а особняк купца второй гильдии Льва Готье-Дюфайе, занимавшегося торговлей железом, чугуном и цементом.

В Постпредстве был небольшой, но очень уютный парк и столовая, больше похожая на ресторан. Крахмальные белоснежные скатерти, дорогой фарфор, хрусталь и мельхиор, официанты. И изысканные, почти неизвестные в городе блюда. В парк и столовую пускали местных жителей – мам с детьми. И погулять, а иногда и перекусить или съесть на десерт клубнику со сливками. Теперь возле посольства можно встретить только очереди за визой. В парк не пускают…

amp-next-page separator