В настоящее время в Москве находится 86 подземных переходов, в которых осуществляется мелкорозничная торговля. / Фото: Антон Гердо

Под землей появится цивилизованная торговля

Город
Подземная торговля меняет формат. На смену разномастным киоскам в переходах приходят аккуратные, зачесанные под один стиль павильоны. Причем каждый будет торговать не абы чем, а иметь четкую специализацию. Здесь торгуют минералкой и шоколадными батончиками. Здесь — прессой. А вот тут — сувенирами. В общем, все, как на поверхности. Количество палаток сократится, но они станут просторнее и удобнее.

— Если когда-то у нас было 1300 палаток, то после сокращения осталось около 360.Эту цифру планируем довести до 700 с лишним, повысив их уровень. В связи с этим цена за аренду выросла в несколько раз, — заявил недавно заммэра Петр Бирюков.

Она была доведена до рыночного уровня и повышена в 11,6 раза.

— Доход бюджета стал кратно больше, — прокомментировал ситуацию мэр Москвы Сергей Собянин.

Большой ремонт

Параллельно со сменой формата торговли в подземных переходах идет масштабный ремонт. Многие москвичи, например, отметили, как преображается «подземелье» у Пушкинской площади. Здесь стало светлее, просторнее, уютнее. Спуститься приятно! А еще переходы будут безопаснее.

— Сейчас в Москве активно реализуется адресно-инвестиционная программа «Развитие транспортной системы на 2012–2016 годы», — рассказали «ВМ» в унитарном предприятии «Гормост», которое отвечает за подземные переходы. — Согласно этой программе, каждый год в 10–20 наиболее загруженных подземных переходах устанавливается система видеонаблюдения. А в переходах, где устанавливаются объекты торговли, видеонаблюдение ведется в любом случае.

Там же, кстати, дежурят и сотрудники ЧОПа. Поэтому самые людные, с киосками, переходы еще и самые безопасные.

Товары первой необходимости

— Во всех переходах, которые сейчас ремонтируются, предусматривается возможность для торговли предметами первой необходимости, а также разрабатывается система шаговой доступности магазинов, которые имеют более широкий ассортимент, — рассказали «Вечерней Москве» в столичном Департаменте торговли и услуг.

Сергей Марков, глава ассоциации арендаторов подземных переходов, уточняет: — Рынок торговли в переходах власти постепенно перейдет к крупным ретейлерам, — уверен эксперт. — Дело в том, что в связи с санкциями банки изменили свою политику. Получить кредит теперь можно в лучшем случае под 22–24 процента годовых. А ведь нужно еще арендную плату вносить. Она доходит до 240 тысяч рублей за пять квадратных метров в месяц! Добавим расходы на электричество, охрану, вывоз мусора… Большинству индивидуальных предпринимателей такие издержки не под силу. Поэтому и приглашают крупный бизнес с его капиталами.

Сетевые магазины спустятся в переходы

Столичные власти предлагают открывать в переходах магазины шаговой доступности. А что, удобно. Вышел из метро и тут же, в переходе, купил что-нибудь на ужин.

— Мы рассматривали предложения властей. Проблема в том, что предлагаемые нам помещения достаточно тесные, — рассказывает руководитель управления по связям с общественностью и PR X5 Retail Group Владимир Русанов. — Нужно где-то размещать товар, кассовые зоны, холодильники, организовать погрузку-выгрузку товара. Плюс нужно хорошее освещение, отопление. И ничего нельзя упустить: мы не можем пренебрегать сервисом, снижая качество обслуживания. В общем, проблемы есть, мы думаем, как их решить.

Другой крупный игрок продуктового рынка — компания «МЕТРО Кэш энд Керри Россия».

— Осенью этого года мы открываем в подземном переходе один из сети магазинов «Фасоль», — рассказала «ВМ» представитель компании Оксана Токарева. — Это магазин самообслуживания. Проще говоря — супермаркет. Он появится в подземном переходе на Земляном Валу у дома № 42. Там будет около тысячи наименований товара.

Сергей Марков отмечает, что развитию подземной торговли мешает неприспособленность «подземелий».

— Чтобы продавать широкий перечень продуктов — мясные, молочные и т. д., нужно, чтобы подземные помещения имели отопление, канализацию, водопровод и другие коммуникации. А таких помещений очень мало, — поясняет эксперт. — В помещениях без коммуникаций разрешается продавать довольно узкий перечень товаров. Этот факт, конечно, уменьшает и сам спрос.

Эксперты сходятся во мнении: нуждается в «переформатировании» не только сама подземная торговля, но и «подземелья». Их нужно сделать более удобными. Как, на пример, в торговых центрах «Охотный Ряд» или «Тверской пассаж». Коммуникации позволят поддерживать в подземных помещениях нужную температуру и влажность, а значит, перечень товаров и услуг, которые можно предлагать, будет расширен. Ведь в том же «Охотном Ряду», например, действуют несколько ресторанов и полноценный супермаркет.

ЦИТАТА

Алексей Немерюк, руководитель столичного Департамента торговли и услуг: 

- Помните, у нас в подземных переходах продавалась масса контрафакта, сомнительных ювелирных изделий, существовали незаконные ломбарды. Со всем этим покончено. Сейчас 90 процентов торговых площадей в переходах занято галантерейными товарами, но это тоже явный перебор. Товар не востребован покупателями и не приносят прибыли. Департамент провел ряд переговоров с отечественными и зарубежными сетевыми компаниями, существует договоренность об открытии небольших, от 100 до 300 квадратных метров, магазинов в подземном пространстве.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вместо ларьков магазины с большим ассортиментом

Корреспондент «ВМ» посмотрел, как организована подземная торговля в столице, посетив самые «популярные» переходы. И убедился: перемены действительно назрели. Первое впечатление — я попал в 1990-е. Тесные помещения, мало света и много людей. Витрины киоска набиты китайским ширпотребом. Картинку дополняют пластмассовые ноги манекенов в ажурных чулках. Подземный переход у станции метро «Проспект Мира» — типичный. Народ постоянно движется к метро или к спорткомплексу «Олимпийский». Абсолютное большинство равнодушно проходит мимо палаток. Мы так привыкли к просторным торговым центрам, где чисто, светло, что торговлю в переходах не воспринимаем в принципе. (далее...)

amp-next-page separator