Речные фасады станут любимыми местами отдыха

Город
Столица приступила к реализации глобальной программы пере­устройства набережных главной водной Москвы. Задача постав­ лена амбициозная — до 2035 года преобразится 120 километров го­родской территории.

Первые изменения станут заметны уже скоро: в течение ближайшей пятилетки планируется облагородить до 60 километров набережных. О необходимости освоения территорий Москвы-реки всерьез заговорили три года назад, когда в столице проводился первый масштабный международный конкурс, — архитекторы и урбанисты со всего мира предлагали свои сценарии развития Московской агломерации. И буквально во всех проектах звучали предложения по освоению набережных водной артерии. Власти прислушались к мнению экспертов городского развития, и в скором времени работа началась. Для начала команда специалистов подробнейшим образом изучила состояние берегов и пришла к неутешительному выводу: город использует лишь незначительную часть набережных, а кое-где не использует их вовсе.

Перед тем как перейти к их освоению, решено было провести международный конкурс. Известные архитекторы со всего мира проявили интерес к прошедшему конкурсу.

— Архитектура по своей природе интернациональна. Без обмена идеями, без живого творческого процесса ее развитие невозможно, — отозвалась об уже сложившейся традиции устраиваемых конкурсов в Москве исполнительный директор самой престижной в мире в области архитектуры Притцкеровской премии Марта Торн. — Архитекторы всего мира с интересом следят за объявляемыми в Москве конкурсами. Мы всегда рады принять в них участие.

С июля по декабрь прошлого года специалисты работали над предлагаемыми концепциями. Победителем стал московский коллектив «Проект Меганом».

— Название нашей концепции — «Порты будущего», — рассказал глава победившего коллектива Юрий Григорян. — Это общественные пространства, «вынесенные» на реку, которые «стягивают» микрорайоны и превращают Москву-реку в распределительный центр, «позвоночник», линейный центр города. И важно, чтобы все это привело к равномерному доступу всех районов к реке. Эти порты делятся на региональные, городского значения (их 11) и 26 районных.

По задумке порты пока будут называться «общественными центрами». В общей сложности на Москве-реке планируется сформировать 40 таких центров. В них предполагается создание причалов: больших — для пассажирских судов и маленьких — для маломерного флота. Также там появятся пешеходные мосты, паромные переправы, кафе и рестораны, из которых можно будет полюбоваться на реку, музейно-образовательные центры, концертные площадки, а также места для рыбалки и занятий спортом.

Часть центров будет благоустроена за счет города, часть — за счет инвесторов.

До 2019 года планируется благоустроить 56 километров набережных вдоль главной водной артерии столицы. Строители уже приступили к продлению Краснопресненской набережной. Благоустроят территорию и рядом с промзоной «ЗиЛ». Обустроят набережные в районе стадионов «Торпедо» и «Открытие Арена».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:  

- Развитие прибрежных территорий Москвы-реки можно назвать мегапроектом, который только приобретает свои очертания. Это работа и для души, ведь здесь такой простор для творчества — преобразовать запущенную реку, обустроить вокруг нее пространство, где людям захотелось бы и жить, и отдыхать, и ходить пешком на работу.

Развитие территорий, прилегающих к Москве-реке, — это большой и комплексный проект, к реализации которого будут активно привлекаться инвесторы. На сегодня у нас уже есть договоренности с частными компаниями по реконструкции более 30 километров набережных. Среди наиболее крупных — территории бывшего Тушинского аэродрома и Завода имени Лихачева, Симоновская набережная и ряд других.

ФАКТ

Набережные Москвы-реки приобрели современный вид в результате реализации Генерального плана 1935 года. К этому времени водная артерия города была одета в гранит на протяжении 12 километров, а общая длина всех набережных в пределах городской застройки равнялась практически сотне.

Принятому в прошлом веке Генплану мы обязаны и появлением современных Крымского, Большого Каменного, Большого Москворецкого, Большого Устьинского и Большого Краснохолмского мостов. Все они появились вместо мостов, построенных в конце XIX — начале XX веков, и связано это было не в последнюю очередь со строительством канала имени Москвы. После того как река стала широкой, полноводной и судоходной, пришлось строить более высокие мосты.

ЦИФРА

3,5 тысячи гектаров прибрежных территорий находилось в творческой разработке участников конкурса. По условиям будущая застройка берегов должна способствовать их активному использованию и развитию.

amp-next-page separator