Водитель на час: тестируем новую услугу

Город
22 сентября в Москве состоится очередной День без автомобиля. Идея его проста: откажутся хоть ненадолго горожане от использования личных машин, а там, глядишь, полюбят общественный транспорт, пешие прогулки и велосипеды. Между тем немало москвичей озабочены вопросами покупки, ремонта или аренды автомобиля, а не отказом от него. Какие услуги предлагаются поклонникам автотранспорта и где их подстерегает опасность, выясняли корреспонденты «ВМ».

Несколько дней назад в Москве запустили каршеринг, или краткосрочную аренду автомобиля. «ВМ» решила проверить, как работает городской сервис, и вместе с автоюристом изучить договор проката. 

В переводе на русский «каршеринг» означает «делимобиль» (car — автомобиль, sharing — делиться). Так и называется компания, предоставляющая авто в аренду. Итальянские инвесторы, вложившие деньги в проект, не первые, кто пришел на московский рынок. Но пока единственные, кому удалось получить поддержку московских властей.

МАШИНА ПО ТРЕБОВАНИЮ

С помощью мобильного приложения (пока доступного только для платформы Android) пользователь арендует свободный автомобиль, а потом оставляет его на городской парковке. Чтобы стать клиентом сервиса, необходимо подать заявку на сайте. Компания обещает рассмотреть ее за 24 часа, однако мне подтверждение пришло лишь на третий день. Потом нужно подъехать в офис для подписания договора. Сотрудники компании заглядывают в документы будущего арендатора: минимальный возраст — 21 год, минимальный стаж вождения — 2 года. Данные проверяет служба безопасности и в течение нескольких часов выносит вердикт: выдать логин и пароль от личного кабинета или нет.

Мне, добросовестной автолюбительнице, бояться нечего, поэтому я с легкостью прохожу проверку. Однако подписывать бумаги не спешу — их необходимо изучить.

ЮРИСТ НА СВЯЗИ

Документы размещены на сайте компании и при подписании договора на руки не выдаются. Предполагается, что 50 страниц текста пользователь изучит заранее. Поэтому подписывается лишь подтверждение присоединения к договору.

— В этом нет нарушения, — говорит юрист Центра правовых экспертиз «Главная дорога» Константин Юрков. — Условия договора не являются секретом, они опубликованы на сайте. Однако, как показывает практика, большинство подписывает бумаги не глядя, надеясь либо на авось, либо на законодательство, которое в случае чего защитит пользователя от претензий со стороны компании. И, как утверждает Константин Юрков, абсолютно напрасно:

— При конфликте закон встанет на сторону фирмы. Ведь никто не заставляет человека заключать сделку. Если он ставит свою подпись, значит, согласен с условиями, какими бы они ни были.

Что ж, пришло время в эти условия заглянуть.

МЕЖДУ СТРОК

Одно из правил гласит — управление машиной допускается только на территории Москвы и в пределах не более пяти километров от МКАД. Однако поставить ее на парковку можно лишь в пределах ТТК. Если клиент завершит сессию аренды на окраине Москвы, то получит штраф 1000 рублей и выплатит «определенную Арендодателем компенсацию» за перемещение авто в разрешенную зону. Только что понимать под этими словами?

— Размытые формулировки дают большой простор для трактовок, — предостерегает юрист, — поэтому могут быть оспорены. Однако не советую сразу обращаться в суд. Скорее всего клиент и компания найдут компромисс.

Второй момент, вызывающий вопросы, — обязательный осмотр авто перед началом использования. На него выделяется три минуты, за которые надо найти, допустим, «следы абразивного износа на кузове более 2 сантиметров». Даже под слоем снега. Если такие имеются — сообщите оператору, иначе штраф за них придется платить вам. Кстати, в сервисе действует безакцептное списание платежей, то есть система не станет спрашивать, согласен ли пользователь со штрафом, а просто переведет деньги с его карты, привязанной к приложению.

Компания в принципе не испытывает особого доверия к клиенту. Так, для того чтобы заправиться, необходимо спросить у оператора, на какую заправку ехать. Бензин оплачивает предприятие, рассчитывается клиент топливной картой, которая лежит в бардачке. Бензин — строго АИ-95! За хлопоты пользователь получит премию. Однако система бонусов в договоре не прописана. Зато подробно прописана система штрафов.

Если вы попали в ДТП, говорится в документе, но не виноваты в нем, никаких санкций не последует. Однако если виновник — вы, придется заплатить компании 15 тысяч рублей при ущербе до 100 тысяч (даже если царапина тянет на три) или 20 процентов от суммы ущерба, если он составляет более 100 тысяч рублей.

— Законодательству документ не противоречит, — разводит руками Константин Юрков. — Один совет — читайте каждую строчку, прежде чем ставить подпись.

ТЕСТ-ДРАЙВ

Выслушав эксперта, ставлю подпись на документе и получаю доступ к приложению. Карта показывает, что буквально в двух шагах от меня, на Садовнической набережной, есть свободный автомобиль. Бронирую его и отправляюсь на поиски — у меня 20 бесплатных минут, чтобы опознать серый Hyundai Solaris с фирменной оранжевой оклейкой. Спасает функция «Помигать» в приложении — неподалеку раздаются гудки, и мой авто начинает сверкать фарами. Еще одно нажатие кнопки, и двери машины гостеприимно распахиваются. Ключ обнаруживается прямо в замке зажигания.

Автомобиль чистый, сразу видно, что новый: пробег всего 240 километров. Радует коробка-автомат, электрические стеклоподъемники, радио, кондиционер. И не важно, что нет каких-то специальных опций, для каршеринга навороты не нужны.

В обед буднего дня пробок в городе практически нет. Счетчик в приложении показывает, какая сумма натикала. В тестовом режиме, который продлится до конца месяца, стоимость минуты составляет 5 рублей. Потом ее цена вырастет до 8 с лишним рублей. Отдельный плюс — бесплатная парковка. Со счета спишутся лишь деньги за ожидание — 1,5 рубля за минуту.

Когда я оказываюсь у конечной точки своего маршрута, на счетчике отображается сумма в 160 рублей. Поездка длилась 20 минут, еще 40 было потрачено на режим ожидания, когда я решила перекусить в кафе.

Расстаюсь с «делимобилем» у «Новокузнецкой», с помощью приложения блокирую двери авто. Теперь его может взять другой пользователь услуги.

ЧТО ЗА КОМИССИЯ, СОЗДАТЕЛЬ! ПОКУПКА У СЕРЫХ ДИЛЕРОВ — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОСЧЕТ

В нашу редакцию обратился москвич Петр Гудков, старший преподаватель РАНХиГС, и рассказал о новом способе автомошенничества.

СТРАННЫЙ ПУНКТ

Все началось, как водится, с необходимости покупки автомобиля. Петр Георгиевич, человек науки, к поискам подошел серьезно, поехал к официальному автодилеру, но цена его не устроила. И тут на глаза попалось объявление о продаже новых автомобилей с огромными скидками.

— Автосалон находится в подвале огромного торгового центра на Воронежской улице, — рассказал «ВМ» Петр Гудков. — Помещение оказалось довольно-таки невзрачное. Но с продавцом по имени Абрам мы договорились быстро. Он дал мне на подпись договор, подтвердил цену. Я начал читать документ. А когда дошел до последней страницы, продавец буквально вырвал бумагу у меня из рук.

Как рассказал Петр Георгиевич, он успел прочитать в договоре один пункт, который его насторожил: согласно документу в случае отказа принять автомобиль покупатель обязуется выплатить неустойку в размере половины стоимости иномарки!

— Кошмар начался позже, — Петр Гудков с неохотой вспоминает то неприятное событие. — Я оплатил в кассе полную стоимость автомобиля и уже тогда обратил внимание на нескольких человек, которые с любопытством смотрели на меня. Тоже покупатели. Затем я начал ждать. Я ждал и ждал, несколько часов. Наконец, появился менеджер.

Он предложил покупателю подписать акт о приемке автомобиля. Гудков резонно отказался — ведь машину-то он еще даже не видел! А слова менеджера о том, что Петр Георгиевич должен еще и комиссионные заплатить, стали последней каплей.

— Мне вся эта ситуация перестала нравиться, и я потребовал вернуть мне деньги. Но менеджер напомнил о неустойке.

После долгого скандала Гудков решился вызвать полицию. Оказалось, что и другие покупатели попали в ту же ситуацию, что и наш герой. Естественно, после приезда полиции и работника прокуратуры покупателям вернули деньги. А машину Петр Георгиевич купил у официального дилера. И не переплатил: со всеми скидками цена оказалась такая же, как и у серых дилеров.

СЛИШКОМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ

Многие горожане, пожелавшие купить подержанный автомобиль, натыкались на подобные объявления. На продажу выставляется машина с очень небольшим пробегом по весьма привлекательной цене...

— Мне приглянулась «тойота», — вспоминает доктор медицинских наук, врач-нарколог Григорий Коноваленко. — Приятный женский голос ответил на мой звонок: «Да-да, именно эта машина, один владелец, не битая, приезжайте и забирайте!» Я рванул на другой конец Москвы. По указанному адресу милой девушки, равно как и машины, не оказалось. Зато там «нашлась» автостоянка со множеством старых, совершенно убитых автомобилей.

— Мне хватило ума ничего не покупать, — в голосе врача слышится раздражение.

Еще один частый случай обмана — объявление о продаже авто по заниженным ценам. В реальности покупатель сталкивается с необходимостью доплачивать «НДС» или «комиссионные». Сегодня авторынок столицы находится на спаде, поэтому автоэксперты советуют быть особенно осторожными. А покупать машину все же лучше у лицензированного автодилера.

СПРАВКА

Серые дилеры — автосалоны, которые осуществляют продажу автомобилей определенных марок, не имея договора с заводом-производителем. Это означает, что у них нет разрешения дистрибьютора на представительство и реализацию автобренда.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Трунов, адвокат:

- Ситуация с Петром Гудковым балансирует на грани гражданского и уголовного законодательства. Хочется крикнуть: «Жулики!», но они действуют очень продуманно. Смотрите, они ведь никуда не убегают с чужими деньгами. Говорят: «Не нравится — подавай в суд!» И люди, не желая терять свое время, предпочитают заплатить неустойку, отступные, лишь бы возвратить хотя бы большую часть собственных денег.

В нашем законодательстве существует великое множество лазеек, которыми охотно пользуются такие нечистые на руку деятели. Читателям «Вечерней Москвы» хочу дать совет, который они наверняка уже слышали много раз: внимательно читайте документ, который вы собираетесь подписать. И еще: не спешите расставаться со своими кровными деньгами. Как говорится, семь раз отмерь.

ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ «ЖИВЕТ» ТРИ ГОДА

Этот тезис среди автовладельцев принят уже давно. После того как заканчивается срок гарантийного обслуживания, шутят они, машина переходит в «режим самоуничтожения». Причин, почему в машине регулярно что-то выходит из строя, несколько: материалы, из которых изготавливаются детали, температурные воздействия, нагрузки, степень защищенности от условий внешней среды.

— Данная тенденция связана с широким предложением авторынка. Сейчас производители не борются за потребителя, не проводят испытаний на надежность и износостойкость деталей, а стараются удешевить автомобиль — нередко путем снижения качества материалов, — объясняет мастер автосервиса Юрий Николаев. — Производителю невыгодно создавать автомобиль, который прослужит 10–15 лет, поэтому он рассчитывает износостойкость деталей только на гарантийный срок эксплуатации машины, подталкивая нас чаще менять автомобиль.

По словам эксперта, производители сегодня пожинают плоды былой славы. Еще 20 лет назад они работали над созданием имени, старались заслужить доверие потребителей.

Большинство машин, выпущенных в 90-х годах, до сих пор ездят с заводскими деталями — такая была заложена в них надежность и износостойкость. Чего нельзя сказать о современных авто.

— Маркетологи еще на стадии конструирования рассчитывают срок поломки той или иной детали, — соглашается с коллегой мастер Алексей Афанасьев.

Влияет на срок эксплуатации автомобиля и технический прогресс. Постоянно совершенствуются системы активной и пассивной безопасности, машины оснащаются новыми мультимедийными системами, системами комфорта и помощи водителю: круиз-контроль, автоматическая парковка, предпусковой подогрев двигателя и салона. Через 2–3 года автомобиль начинает морально устаревать, но дело не только в этом.

— Чем сложнее система электроники, тем выше вероятность выхода из строя ее элементов, — уверен Валерий Антипов, заместитель руководителя ремонтного цеха автосервиса. — Степень надежности во многом зависит от качества «проработки» каждого из отдельных элементов и всей системы — так называемых ресурсных испытаний.

Но здесь, похоже, мы возвращаемся к началу.

— Многие заводы дают гарантию на три года или 100 тысяч километров пробега, обеспечивая себе «экономическую подушку безопасности». По закону, пока машина на гарантии, запчасти оплачивает дилер, а не клиент. Зато потом ремонт отказавших систем ложится на владельца, — приводит простую арифметику профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного института Виктор Александрович Коньков.

Вывод, в общем-то, неутешительный, но вряд ли это удержит нас от покупки нового автомобиля.

ТИПИЧНЫЕ «БОЛЕЗНИ»  

Николай Маликов, мастер кузовного цеха автосервиса

О том, что чаще всего ломается у автомобилей тех или иных марок, нам рассказали те, кто их чинит.

Range Rover.

На пробеге 120–150 тысяч километров ломается автоматическая коробка передач. По регламенту дилеров требуется замена агрегата. После окончания гарантии ремонт обойдется клиенту в 600 тысяч рублей.

BMW.

Проблема с автоматической коробкой начинается на пробеге от 20 тысяч. Также у BMW достаточно слабая система подвески.

Ford.

Самым слабым местом является рулевая рейка. Поломка происходит на пробеге 40–60 тысяч километров. Ремонт у дилеров обойдется приблизительно в 60 тысяч рублей.

SsangYong.

Вне зависимости от эксплуатации у этой марки «болезнью» считается натяжитель приводного ремня, который приходит в негодность после 30–50 тысяч километров.

КРУЧУ, ВЕРЧУ, ЗАПУТАТЬ ХОЧУ. УЛОВКИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Иван Костин, Инструктор-психолог, директор автошколы

Требования к автошколам изменились больше года назад. Поэтому уже можно говорить не только о том, улучшилось ли качество преподавания, но и на какие уловки идут автошколы, чтобы завлечь клиентов и пройти аккредитацию. Ведь выполнить жесткие требования законодательства по техническому оснащению могут далеко не все школы.

Так, по закону площадка для практических занятий должна быть не менее 0,24 гектара, иметь ровное асфальтобетонное покрытие, технические средства для организации дорожного движения. И это далеко не все условия. Однако в Москве не так много свободной земли, где можно оборудовать такую площадку. И авто школа, расположенная, например, в Марьине, оборудует ее в Московской области.

Закон соблюден, однако для клиента созданы неудобства.Нередко автошколы в таких ситуациях предлагают проводить занятия в соседнем дворе. Столбики ограждения для отработки «змейки» можно достать из багажника, но как отрабатывать упражнение «эстакада»? Схожая ситуация и с другими требованиями. Например, отрабатывать навыки медицинской помощи начинающие водители должны на тренажере-манекене. Теперь представьте, что кабинеты для занятий находятся в разных концах Москвы, что по закону не запрещено. Деюре школа имеет необходимое оборудование, а дефакто манекен находится не там, где проходите обучение вы. Подмена может происходить и в преподавательском составе, когда на официальном сайте школы указываются одни, а занятия проводят другие.

Поэтому прежде чем подписывать договор, загляните в учебное заведение и поговорите с теми, кто уже учится в этой автошколе.

amp-next-page separator