Глава Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк расскажет, какие продукты привезут фермеры на московские ярмарки «Нашего продукта». / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Алексей Немерюк: В рамках «Золотой осени» пройдут тематические фестивали, посвященные конкретным продуктам

Город
До Дня города осталось три дня. Пока столица наводит последний лоск к празднику, мы рассказываем о том, что будет ждать горожан в дни торжеств. Москва готовится провести фестиваль, посвященный отечественному кино, на площадках которого каждый желающий сможет принять участие в съемках настоящего фильма. Кроме этого, москвичей и гостей столицы ждут целые три гастрономические ярмарочные недели с обилием мясных, рыбных и молочных деликатесов со всех концов страны.

9 сентября столица встречает новый фестиваль, посвященный году российского кино. В центре города развернутся площадки, на которых горожане и гости Москвы смогут увидеть любимые многими фильмы «Иван Васильевич меняет профессию», «Свинарка и пастух», «Война и мир», «Цирк», «Место встречи изменить нельзя», «Я шагаю по Москве», «Покровские ворота», «Гостья из будущего», «Ночной дозор» и «Стиляги». О предстоящем событии, сотрудничестве с регионами и грядущих фестивалях в эксклюзивном интервью «ВМ» рассказал руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. 

— Алексей Алексеевич, завершился фестиваль «Снова в школу», однако перерыва между городскими мероприятиями и праздниками фактически не предвидится. Что ожидает нас в сентябре?

— Мы встречаем новый фестиваль, посвященный отечественному кино. Главные герои воспроизводимых на наших площадках фильмов либо живут в Москве, либо едут в город, как, например, в фильме «Волга-Волга». Площадки, которые развернутся в центре города, будут тематическими, и каждой киноленте соответствует свой московский символ. Например, в фильме «Место встречи изменить нельзя» — это фасадная часть станции метро, в ленте «Свинарка и пастух» появляется фонтан «Дружба народов», в «Покровских воротах» — ротонда, а «Цирк» ассоциируется с большой ареной, которую мы также установим в центре столицы. Расположатся эти крупные арт-объекты на проезжей части Тверской, которая на два дня станет пешеходной. Таким образом улица станет огромной зоной для гуляний, где можно прочувствовать дух фильмов.

— По сложившейся в Москве традиции фестивали — это и ярмарки, и развлекательно-образовательные программы. Что в этой части готовите?

— Основной упор сделаем на мероприятия о кино. Анимационную программу посвятим проверке знаний событий представленных фильмов. Конечно, будет и торговля, и общепит. Москвичи и гости города смогут приобрести сувенирную продукцию, в том числе антикварные интересные вещи, которые ассоциируются с воспроизводимым временем каждого из фильмов.

— В День города также можно принять участие в фестивале?

— Безусловно. Основные действия развернутся на Тверской улице, где мы создаем десять площадок. Начинаем с событий фильма «Веселые ребята» — ведь это первая музыкальная комедия в СССР. Пройдя через наши площадки, гости праздника попадут к «Стилягам» на Манежной площади, где в гримерах посетителям предложат переодеться в наряды 1960-х годов. Сама площадка станет режиссерской: москвичи и гости города примут участие в самых настоящих съемках, также здесь можно будет научиться танцевать. Смонтированный фильм выложим затем в интернет.

— Какие еще фестивали готовите осенью?

— С 23 сентября по 9 октября в Москве пройдет фестиваль «Золотая осень», на площадки которого мы ждем приезда порядка 40 регионов. В течение двух с половиной недель в городе откроются 18 региональных ярмарок, а фестивальные гуляния развернутся на 33 традиционных площадках во всех столичных округах. В течение двух с половиной недель российские регионы представят свою культурную и анимационную программы, и, конечно же, отечественные товаропроизводители привезут свою продукцию. Так, из Астрахани и Волгограда доставят бахчевые, из Краснодарского края — яблоки, из Ставрополья, Ростова-на-Дону и Воронежа — овощи. Приедут и южные республики — Северная Осетия, Ингушетия. Ведь каждый край славен своим продовольствием, которое и представят регионы в Москве.

— «Золотая осень» — это возможность регионам продемонстрировать свои достижения, выйти на новые для себя рынки или расширить уже существующие поставки продовольствия. В целом: готовы ли регионы сотрудничать с Москвой? Насколько охотно они привлекают своих производителей на столичные площадки?

— Конечно, производителю проще продать свою продукцию на месте, нежели заниматься логистикой, хранением и дальнейшей реализацией товара. И хорошим подспорьем является фестиваль «Золотая осень», на который приезжают губернаторы. Они как раз и помогают организовывать визит сельхозпроизводителей в Москву. Так, руководство Ставропольского края централизованно собирает аграриев, организует их приезд, помогает со складами, занимаются анимационной программой. Подобная помощь упрощает жизнь фермеров.

— Алексей Алексеевич, а насколько региональная продукция «дотягивает» до московских требований, до стандартов федеральных сетей, городских рынков или ярмарок?

— С одной стороны, есть предприятия, получившие московскую «прописку». Они имеют головные штабы в Москве. Сети охотно сотрудничают с такими компаниями, понимая, что они стабильно получат качественные товары в нужный им срок по понятной цене. Крупные предприятия из Воронежа и Ростова-на-Дону уже перешли на подобную форму работы. Они не только снабжают наш мегаполис продовольствием, но даже поставляют свою продукцию зарубеж. Основная проблема возникает у тех небольших предприятий, которые хотят пробиться на московский рынок, но еще себя не зарекомендовали. Порой они не могут выйти за пределы регионального рынка, а сети, не зная их, неохотно соглашаются брать их товары. Наша основная задача — проводить закупочные сессии, вывозить представителей ритейла на новые для них производства. В ходе таких поездок маркетологи могут увидеть, что тот или иной фермер производит отличную продукцию. Но для того, чтобы ее представить, товар нужно грамотно упаковать, расфасовать, довезти до магазинов и создать условия для его реализации. Не все фермеры готовы идти на такие затраты. Да, ты можешь попасть в сетевые магазины, но тебе предстоит сделать определенный ряд шагов: поменять оборудование, разработать дизайн упаковки, сертифицировать товар. И некоторые думают так: произвожу я картошку, зачем заниматься упаковкой и доставкой, если ее могут забрать с поля по три рубля за килограмм. Не все готовы развиваться дальше. Но есть те, кто к этому стремится, и они имеют все шансы оказаться на столичном рынке. С другой стороны, есть проблема с инвестициями в емкости. Качественных хороших складов в стране совсем мало. Мало кто занимается фасовкой и калибровкой своего товара. Производители стараются поскорее продать, чтобы иметь деньги уже не в товаре, а в банке, на счету. Это тоже одна из трудностей, которую предстоит еще преодолеть нашим аграриям.

— Тем не менее за последние пару лет Москва серьезно расширила географию поставок продовольствия из регионов. Кто из российских производителей проявил себя очень активно?

— Есть сады Краснодарского края и Ингушетии, которые после визита нашей делегации, увеличили поставку яблок в столицу в четыре раза. Теперь они ставят перед собой задачу максимально широко представить свою продукцию в торговых сетях. Их прогноз по урожаю только на этот год — сто тысяч тонн яблок. И в перспективе — увеличить объемы производства в три — четыре раза. Еще одни краснодарские производители стали активно представлять свое мороженое в Москве. В этом году его продавали во многих палатках города.

— Но вернемся к предстоящему фестивалю «Золотая осень». С кем намерена активнее сотрудничать Москва?

— Хотелось, чтобы регионы сами выходили с инициативой. Да, мы проводим закупочные туры в агропромышленном кластере «ФУД СИТИ», где можно узнать обо всех электронных сервисах, договориться об аренде в кросс-доках, условиях хранения товаров и работе с таможней. На площадке оптово-розничного продовольственного комплекса можно открыть свое торговое представительство. При аккумулировании производителей на одной площадке реализация региональной продукции может пойти успешнее. Такую функцию могут выполнять и торгово-промышленные палаты. В идеале — чем больше представительств, тем больше товаров будут попадать на московский рынок, а сами фермеры быстрее продадут свое продовольствие.

— Понятно, что столица аккумулирует на своих площадках производителей. А как Москва выступит на федеральной «Золотой осени» на ВДНХ?

— Основная идея московского стенда заимствована у тех арок, которые сейчас установлены на пяти площадках на Тверской. Уникальные ансамбли являются копией арки 1947 года. Основная задача — показать, что Москва — крупнейший потребитель продовольствия и переработки сырья. В ходе выставки расскажем также о широкой розничной сети города, об агропромышленном кластере, о ярмарках и фестивалях города — всех тех каналах поставки, которыми могут воспользоваться наши коллеги из регионов. Продемонстрируем и наше продовольствие. Так, выпускаемое в столице мороженое, есть даже в США.

— Вы говорили, что в центре города на 11 площадках проведете отдельные гастрономические фестивали. Что это формат?

— Гастрономические фестивали посвятим конкретным продуктам. Начнем с молока и сыра, потом посвятим фестиваль мясной продукции. Завершим серию тематических мероприятий «Рыбной неделей», в рамках которой расскажем об отечественных рыбодобытчиках.

— В Москве уже прошли «Рыбная неделя», фестиваль «Наш продукт». Насколько оказался успешным опыт проведения фестивалей, посвященных одному продукту?

— Как показала практика, среди предыдущих фестивалей самым популярным стало «Путешествие в Рождество». Это зимняя сказка, праздник для любого человека. Среди монобрендовых фестивалей невероятно популярной стала «Рыбная неделя». Тяжело было предугадать, но фестиваль вызвал ажиотаж среди посетителей, а очереди к прилавкам напомнили, наверное, москвичам о советских временах. За рыбой стояли все: и пожилые горожане с тележками, и состоятельные люди с пакетами из бутиков.

— То есть фестивали, посвященные целым направлениям и искусству, например, кино, делать намного сложнее?

— Действительно, это более кропотливая работа. Организовать фестиваль, на котором в формате концертов, установкой тематических арт-объектов, ярмарок рассказать о кино, намного труднее. Фестиваль, посвященный одному виду продукта, более понятен людям. Например, «Московское варенье» как монобрендовый фестиваль уже завоевал любовь горожан, а на площадки летнего праздника съезжаются представители не только из наших регионов, но и из зарубежных стран. В рамках «Золотой осени» надеемся повторить успех «Рыбной недели». Расскажем также об отечественных молоке, сыре, мясе в рамках отдельных мероприятий.

— Кого пригласите?

— Мясо-молочная отрасль активно развивается. Расскажем и московской продукции. Например, столичная моцарелла для пиццы и салата ничем не хуже иностранных аналогов, и ее охотно покупают рестораны. Все-таки Москва — это больше потребитель, нежели производитель, поэтому на наших площадках соберем в основном региональные компании. Привезут они мясо птицы, баранину, говядину и многое другое. Что касается производителей молочной продукции, то привлечем только лучших. Например, одна из крупных компаний ратует за молоко, в которое не добавляют пальмовое масло. Привлечем и известных рестораторов, которые либо выйдут на наши площадки, либо поддержат наши мероприятия в своих заведениях, обновив свое меню.

amp-next-page separator