Владимир Платонов не раз становился нашим гостем. Фото сделано 29 ноября 2011 года во время встречи председателя Мосгордумы с журналистами «Вечерней Москвы» / Фото: Игорь Ивандиков

Работодатели и педагоги обсудили взаимные претензии

Город
18 октября в Московской торгово-промышленной палате за круглым столом встретились две группы экспертов. Одни представляли рынок труда, другие — систему образования в лице московских вузов и колледжей. Не сказать, что они находились по разные стороны баррикад, но их многолетние претензии друг к другу понятны. Как в известном примере про курицу или яйцо, бесполезно выяснять, что первично: образовательные программы или реальные требования рынка труда. Что является следствием чего? Соломоново решение предлагается в виде нового понятия — профессионального стандарта.

Эксперты обсудили образовательные программы и профстандарты. Это разные вещи. Переведем понятия с официозного языка на более понятный. Каждый читающий эти строки может спросить себя: а работаю ли я по своей специальности? И если работаю, то насколько полезными оказались именно институтские знания, а не практический опыт? Поскольку ответы на эти вопросы «чуть-чуть» расходятся с идеальными представлениями об образовании, эксперты с обеих сторон и встретились лицом к лицу.

Открывая встречу, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов напомнил, что еще в советские времена был удачный пример соответствия системы образования тем требованиям, которые предъявляли работодатели.

— Но сейчас времена, конечно, другие — продолжил Платонов. — Можно посмотреть на опыт Франции, где предприниматели в рамках таких же промышленных палат принимают ключевые решения по стандартам образования.

У нас пока все не так просто. По словам заместителя руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования Аллы Факторович, профессиональные стандарты обсуждаются в нашей стране уже 20 лет.

— Описание профессий и ранее существовавшие классификаторы уже не соответствуют реальности, — сказала она. — Новые профстандарты предъявляют требования уже не к конкретному специалисту — выпускнику вуза, а к каждой отрасли. В изменениях не было бы необходимости, если бы работодатели не были настолько недовольны качеством подготовки в вузах и колледжах.

Сейчас существует уже 839 стандартов, по количеству отраслей деятельности. В ближайшие годы их число возрастет до 1130.

В мае 2015 года уже были внесены изменения в Закон «Об образовании». Теперь образовательные программы необходимо приводить в соответствие с новыми профессиональными стандартами.

Правда, дело это очень громоздкое. Вузы и колледжи тревожатся. Популярный вопрос — будет ли профстандарт опережать свое время. Ведь его принимают сейчас, а первые выпускники по новым канонам придут на рынок труда лет через пять. В ответ — заверения о том, что уже были прецеденты, когда вуз смог откорректировать профстандарт после анализа. Так что в споре непримиримых участников все же родилась истина. На это в будущем и рассчитывают эксперты.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Екатерина Каменева, проректор по магистратуре и аспирантуре Финансового университета при Правительстве РФ:

Наш университет прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации. Это и есть вопрос соответствия новым требованиям. Было сложно. Многим сотрудникам трудно развернуть сознание в другую сторону — к профстандартам. Но это один из источников для нашей образовательной программы.

amp-next-page separator