То яма, то канава. Пять ответов на острые вопросы про благоустройство центра столицы
ВОПРОС 1. ПРОБКИ НА ДОРОГАХ, ГДЕ ИДУТ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА «МОЯ УЛИЦА», В ЧАСЫ ПИК СОСТАВЛЯЮТ 7 И ВЫШЕ БАЛЛОВ. ЭТО ВРЕМЕННОЕ НЕУДОБСТВО? КОГДА ПОЕДЕМ?
Отвечает Александр Чекмарев, заместитель руководителя экспертного центра Probok.net:
— На самом деле это совершенно нормальная ситуация, когда в процессе ремонта дорожно-уличной сети появляются пробки. Благоустройство идет. С этой точки зрения проблемы есть, но они ожидаемы. К тому же население было давно проинформировано о будущих затруднениях. Надо понять одну очевидную вещь: сейчас в центральную часть города на машине лучше не ехать. Ни при каких обстоятельствах. Даже если вам повезет и какое-то время обойдется без пробок, поверьте, они вас все равно настигнут, или же будут колоссальные проблемы с парковкой. Много машиномест было ликвидировано либо занято строительной техникой. Самые экстремальные пробки появляются там, где осталась всего одна полоса движения. Общественный транспорт тоже попал в ловушку «Моей улицы», сегодня полос в Москве много, но их все равно не хватает. Однако общее время задержки автобусов не критично — около 10 минут. В любом случае пассажирам наземного общественного транспорта легче распланировать свое время, чем водителям. Но когда работы завершатся, таких проблем уже не будет. Все нормализуется.
ВОПРОС 2. НА НЕКОТОРЫХ УЧАСТКАХ САДОВОГО КОЛЬЦА ТРОТУАРНАЯ ПЛИТКА, КОТОРУЮ ПОЛОЖИЛИ В ПРОШЛОМ ГОДУ, ПОШЛА «ВОЛНАМИ» И ПОТРЕСКАЛАСЬ. ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО?
Отвечает Альберт Мелкумян, гендиректор дорожно-строительной компании:
— При укладке брусчатки, плитки самое главное, что нужно соблюсти, — это подготовка необходимого основания. Для брусчатки, в зависимости от транспортных нагрузок, готовится соответствующее щебеночно-песчаное основание. То есть должно быть необходимое количество песка. Если речь идет об автотранспорте, то как минимум 20 сантиметров песка. Если это пешеходная зона, в любом случае это основание необходимо готовить, пусть не так усиленно. Мелкие нарушения в технологии тоже могут вызвать дефекты. Например, в уплотнении основания.
Возможно, плитку плохо устроили и туда проникает вода через швы. Зимой вода имеет свойство расширяться на 10 процентов и, соответственно, разламывает плитку, поэтому мы видим сверху эти трещины. Также может быть допущена ошибка в процессе укладки плитки.
Погодные условия также могут повлиять на плитку. Во время перепадов через ноль, которых в этом сезоне было достаточно много, вода переходит из одного состояния в другое, она каждый раз на 10 процентов меняет свое структурное положение — это очень пагубно влияет на тротуарное покрытие.
ВОПРОС 3. КАФЕ И РЕСТОРАНЫ, КОТОРЫЕ РАСПОЛОЖЕНЫ НА УЛИЦАХ, ЗАТРОНУТЫХ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ, ТЕРПЯТ УБЫТКИ: КОЛИЧЕСТВО ПОСЕТИЛЕЙ ЗАМЕТНО СНИЗИЛОСЬ. КАК БЫТЬ?
Отвечает Алексей Петропольский, предприниматель, генеральный директор юридической компании:
— Ряд заведений закрылся на период реконструкции. Некоторые собственники помещений пошли навстречу предпринимателям и предоставили им льготный период на аренду помещений, а иные вообще — арендные каникулы в связи с программой «Моя улица». Но это, скорее, исключение из правила. Предприятия либо временно закрылись, либо передислоцировались на время работ по благоустройству.
К сожалению, программы городской поддержки предпринимательства не предусматривают скидок на аренду помещений в связи с «Моей улицей». В этой ситуации бизнес справляется самостоятельно. Однако — надо отдать должное городским властям — расширение пешеходных зон и благоустройство улиц уже увеличило и еще увеличит клиентский трафик. От этого выиграют стрит-ретейл, кафе и рестораны, предприятия услуг, расположенные в центре города. У тех же кафе и ресторанов появляется больше возможностей для размещения летних веранд, которые в летний период времени обеспечивают до 50 процентов выручки заведения. Но не стоит забывать, что собственники помещений, из-за того что привлекательность их площадей возросла с ростом пешеходного трафика, поднимут арендные ставки на 10–30 процентов. Таким образом, реконструкция улучшит ситуацию с потоком клиентов, но окончательные сливки с этого снимут собственники помещений.
ВОПРОС 4. ПОЧЕМУ ДОРОГОСТОЯЩИЕ ЛИПЫ НА ТВЕРСКОЙ ЗАЗЕЛЕНЕЛИ ТОЛЬКО В ИЮНЕ, А НЕ В МАЕ, КАК ОСТАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ?
Отвечает Сергей Пальчиков, руководитель Центра древесных экспертиз, глава Московской школы ухода за деревьями:
— Лично я поддерживаю программу «Моя улица». Меня радует, что были применены достаточно современные технологии посадки. Однако не везде они применялись. Деревья на Тверской пострадали из-за нескольких факторов.
Прежде всего, стволы деревьев были обмотаны тростниковой защитой от солнечных и морозных ожогов. Это, конечно, лучше, чем совсем ничего. Тростниковая защита — метод старый и не самый эффективный. Он совершенно не спасает от ожогов. К сожалению, это распространенная проблема. Когда мы идем загорать на пляж, обязательно мажемся защитным кремом. Такого же ухода требуют и деревья.
Другой фактор — несезонная высадка. Я хотел бы порекомендовать высаживать деревья вдоль крупных улиц и магистралей не осенью, а весной. Те прекрасные саженцы, привезенные из немецкого питомника, были не готовы к суровым морозам. Их корневая система высох ла. Весна тоже была паршивая, поэтому деревьям пришлось вдвойне несладко.
Свою лепту привнесли и дворники, которые неаккуратно разбрасывали реагенты, небезопасные для растений. Эти химикаты попадали прямо на почву и вредили деревьям.
Все факторы наслоились друг на друга, поэтому липы потеряли свою декоративность. Чтобы этого больше не происходило, надо привлечь сертифицированных садовников, которые смогут окружить деревья грамотным уходом. К сожалению, несколько лет мы будем вынуждены наблюдать некрасивые кроны. Но грамотная обрезка веток профессионалами должна их реанимировать.
ВОПРОС 5. КОГДА РЕМОНТ, НАКОНЕЦ, ЗАКОНЧИТСЯ И МОСКВИЧИ СМОГУТ ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО БЛАГОУСТРОЕННЫМ УЛИЦАМ? ЧТО ЭТО БУДУТ ЗА УЛИЦЫ?
Отвечает Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства:
— Работы по программе «Моя улица» стартовали в апреле. Большую часть планируется завершить в июле, а финальный этап сдачи объектов намечен на конец августа — начало сентября. Ко Дню города практически все объекты по программе «Моя улица» будут завершены.
ЧТО СДЕЛАНО
Благоустройство Новой площади, которая входит в состав Кремлевского кольца, было завершено еще в мае — cейчас этот участок открыт для пешеходов. Общая площадь благоустройства составила 1,2 гектара, а пешеходного пространства — около девяти тысяч квадратных метров. Тротуары расширили до 15, а местами и до 31 метра и замостили крупногабаритной гранитной плиткой. Для пешеходов недавно открыли и прогулочную зону в районе Якиманской набережной. Основные работы завершены на 90 процентов, рабочие продолжают благоустраивать близлежащие улицы.
ЧТО СДЕЛАЮТ
На участках Кремлевского кольца, которые благоустроят в этом году — на Старой и Славянской площадях и в Китайгородском проезде, — основные работы тоже близятся к завершению. Уже сейчас проложено около 80 процентов кабельной канализации, практически выполнено мощение тротуаров плиткой. Кроме того, установлено около половины запланированного количества фонарей. Продолжается благоустройство Садового кольца, которое идет уже больше полутора месяцев: по программе «Моя улица» убирают под землю провода, расширяют тротуары, ремонтируют фасады зданий. На территории у станции метро «Парк культуры» планируется открыть скейт-парк.
НА ЧТО ПОВЛИЯЛА «МОЯ УЛИЦА»
■ Туристическая привлекательность
На матчи Кубка конфедераций прилетели болельщики из всех стран, футбольные коман ды которых участвуют в турнире.
Больше всего фанатов — около восьми тысяч человек — прилетели из Чили. Гости с комфортом смогут расположиться в столичных отелях. На сегодняшний день официальную классификацию прошли 1020 гостиниц. Кроме того, к услугам болельщиков подготовлен бесплатный транспорт, который довезет их до стадиона «Спартак» в Тушине, где и пройдут футбольные матчи в Москве. Но программа благоустройства «Моя улица» может временно отпугнуть болельщиков от прогулок приехавших на Кубок конфедераций и других туристов, считает экскурсовод компании «Московские переулки» Дмитрий Поляков.
— Но чтобы туристическая привлекательность города не снизилась, этим надо заниматься, — рассказывает экскурсовод. — Когда человек идет вдоль забора — он ничего не видит, а если рассказать, что прячется за забором, то у него появляется неподдельный интерес.
Экскурсоводам не стоит бояться, говорит Поляков, надо пытаться экспериментировать, смещать акценты, показывать исторический центр, но с другой стороны.
■ Шумовое загрязнение
Во время работ по программе «Моя улица» часть горожан реагирует на повышенный шум. По словам эколога Романа Пукалова, он относится к одним из самых распространенных видов экологического загрязнения, которым страдают мегаполисы.
— Шум регулируется нормативными актами: его уровень не должен превышать 30 децибел в жилых районах. Правда, москвичи уже к нему привыкли и могут легко заснуть даже при громких звуках, — считает эколог. — Тем не менее мы зарегистрировали случаи превышения этой нормы в 2–3 раза.
Повышенный шум плохо влияет на здоровье человека, вызывая стресс, головные боли , бессонницу, заболевания сердечнососудистой системы и другие недуги.
— Самое главное, чтобы работы не велись в ночное время, — уверен Роман.
■ Велодорожки
Велосипедная инфраструктура в городе растет, но не так быстро, как хотелось бы. К тому же велосипедисты столкнулись с трудностями — не хватает указателей объезда перекопанных улиц.
— Это доставляет неудобства, — рассказывает основатель движения Let’s bike it! Владимир Кумов. — Москва хочет стать велосипедной, но без появления инфраструктуры это нереально.
Правда, столичные власти пообещали горожанам, что после программы благоустройства «Моя улица» они смогут вдоволь покататься на своих двухколесных, в том числе по новеньким дорожкам.
— Сегодня по программе «Моя улица» везде, где мы реконструируем уличную дорожную сеть, геометрия велодорожек закладывается. К следующему сезону мы велодорожки подготовим. Никаких проблем с велодвижением в городе точно не будет, — обещает заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
ЦИТАТА
Сергей Собянин, мэр Москвы:
Начинается самый активный период работ по программе «Моя улица», в том числе на Бульварном и Садовом. До сентября основные работы будут выполнены. Проблемы с дорожным движением в этот период будут достаточно серьезные. Но в итоге мы получим в центре города, на основных его улицах, качественное городское пространство. Заранее приношу извинения москвичам за неудобства. Считаю, они того стоят. Надеюсь на вашу поддержку.
ФАКТ
19 июня началась инженерная подготовка к благоустройству единой пешеходной зоны от Красной площади и Кремля к парку «Зарядье». Прогулочный маршрут объединит Рыбный и Богоявленский переулки, а также Биржевую площадь. Это будет главная дорога для горожан и гостей столицы, которые пойдут в парк от станции метро «Площадь Революции».
СПРАВКА
В октябре прошлого года была восстановлена историческая Тверская. Высокие статные деревья привезли в больших горшках и пересадили на главную улицу Москвы. Всего высадили 104 дерева, из них 90 крупномерных лип сорта «паллида».
КСТАТИ
После окончания работ по программе «Моя улица» возле станций метро «Краснопресненская» и «Баррикадная» восстановят брусчатку. Сейчас около трех тысяч квадратных метров брусчатки аккуратно сложено на паллеты и находится в местах хранения. По планам, благоустройство этой территории завершится в конце августа. тНа Кудринской площади появится пешеходная зона. А у станций откроят велопрокат и установят 10 новых остановочных павильонов.