Уборка станции метро «Комсомольская» / Фото: Ирина Сапрыкина, «Вечерняя Москва»

Заводные щетки

Город
Ровно 68 лет назад первые электрополомоечные машины были приняты на службу в Московский метрополитен. Как изменились механические уборщики за это время, узнал корреспондент «ВМ».

Первые экспериментальные образцы механических полотеров для метро появились еще в 30-е годы прошлого века. Однако их конструкция была далека от идеала, а многочисленные проблемы не позволили сразу начать массовый выпуск таких машин. Так, оказалось, что не удается подобрать материал для щеток. Натуральная щетина быстро стиралась, а стальные щетки стачивали мозаики на полу.

Во время Великой Отечественной войны конструкцию машин доработали, и массово на станциях они появились уже с июня 1948 года. Что интересно, конструкция и внешний вид этих агрегатов принципиально не менялись до конца XX века.

— В студенчестве я подрабатывал на уборке станций в ночное время, — рассказал «ВМ» москвовед Алексей Дедушкин. — Поломоечные машины работали от сети. На каждой станции есть розетки для подключения. Электрический кабель был поднят над корпусом, чтобы не наматывался на колесики или щетки. Кстати, ночная работа уборщика тогда неплохо оплачивалась.

Сегодня на вооружении уборщиков станций современные поломоечные машины, без которых поддерживать чистоту на платформах и в вестибюлях, через которые проходит огромный поток пассажиров, было бы невозможно.

СПРАВКА

Скорость вращения щеток современных уборочных машин составляет до 1000 оборотов в минуту. Емкость баков для чистящего раствора и грязной воды — около 100 литров.

ФАКТ

В столичном метро есть единственная станция, в зале которой установлен фонтан — «Римская» Люблинско-Дмитровской линии. В проектировании ее художественного оформления принимали участие итальянские архитекторы Джампаоло Имбриги и Андреа Куатрокки. Тема оформления станции — «Римские достопримечательности».   

amp-next-page separator