Глава Департамента строительства Андрей Бочкарев на стенде газеты «Вечерняя Москва» на Урбанистическом форуме отвечает на вопросы корреспондентов. Среди ключевых тем для обсуждения — строительство метрополитена столицы / Фото: Александр Кожохин «Вечерняя Москва»

Андрей Бочкарев: Через два года откроются все основные магистрали Москвы

Город
Полностью завершен первый этап реконструкции Калужского шоссе, сдан участок Северо-Западной хорды от Аминьевское шоссе до развязки с улицей Генерала Дорохова. Всего 93 километра дорог, 26 эстакад, тоннелей, мостов и 20 пешеходных переходов построят в столице за год. За шесть лет — это 600 километров построенных и реконструированных дорог. О ключевых стройках мегаполиса рассказал глава Департамента строительства Андрей Бочкарев.

Завершены основные работы по реконструкции Щелковского шоссе. Полноценное движение по обновленной магистрали откроется в сентябре этого года. Однако не только этот объект станет доступным для горожан в нынешнем году. О том, что успеют сдать строители, в интервью «ВМ» рассказал руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

Андрей Юрьевич, с начала года департаментом проведено свыше сотни торгово-закупочных процедур. А на чем в итоге удалось сэкономить?

— Как правило, экономии средств мы можем достичь на двух этапах. Первое — это контроль за техническими решениями, объемами работ и используемыми материалами, которые отражены в проектно-сметной документации. Именно при прохождении экспертизы идет оптимизация затрат. После выхода экспертизы на проектно-сметную документацию мы проводим торги на строительно-монтажные работы. Проще говоря, это стоимость, которую озвучивает подрядчик. Снижая ее, он экономит бюджетные средства, но берет на себя риски по выполнению работ. Только на торгах по возведению объектов инфраструктуры город сэкономил порядка 20 миллиардов рублей, или шесть процентов от общей стоимости.

Это много или мало?

— Я считаю, что много. Объемы средств, заложенных на строительство различных объектов, очень выверены. Пространства для маневров в них нет, поэтому подрядчики не могут снижать первоначальную стоимость в разы.

То есть борьба в ходе торгов идет за доли процентов?

— По факту, да. В первую очередь борьба идет за сроки выполнения работ, стоимость используемых материалов.

Хорошо, а куда направляются сэкономленные средства?

— Каждые три месяца делаем анализ расходов Адресной инвестиционной программы на строительство дорог, метро, объектов соцкультбыта. Ежегодно это порядка 400–500 миллиардов рублей. Экономия части этих средств позволяет возводить новые объекты.

Строительство новых станций метро — одна из самых затратных статей расходов для столичного бюджета. И город продолжает возводить новые объекты городской подземки. Какой мультипликативный эффект дает открытие новых станций? Насколько оправданы понесенные Москвой затраты?

— Инвестирование в транспортную инфраструктуру является одной из приоритетных задач для города. Благодаря новым станциям метро Москва поддерживает высокие темпы экономической, культурной, бытовой жизни города. Раньше до 60 процентов свободного времени люди тратили на передвижение по городу. Да, метро — самый дорогой в строительстве вид транспорта. Но он реально сокращает время в пути. Это главный эффект. Мы только формируем такую модель, в которой рассчитываем, сколько среднестатистический горожанин тратит на работу, на походы в кино, на прогулки, встречи с родственниками, детьми, и как распределение времени влияет на экономику столицы. И удобный транспорт в такой схеме — главная доминанта. Качественная инфраструктура привлекает горожан, инвесторов, которые в свою очередь влияют на повышение налогооблагаемой базы. На выходе мы получаем тот самый мультипликативный эффект, когда привлечение средств от жителей и бизнеса превышает понесенные затраты. Каждый рубль, вложенный в городскую инфраструктуру, дает три в ответ.

— То есть в основе модели по созданию качественной инфраструктуры стоит человек, его интересы, хобби, работа, семья?

— Только человек! Мы не строим метро ради метро. Наша задача — увеличить количество горожан, имеющих станции столичной подземки в шаговой доступности. Планируем этот показатель довести с 80 до 93 процентов.

— Серьезное решение и большая программа.

— Это так. В настоящее время Московский метрополитен — это большой подземный город, определяющий современный ландшафт, это костяк, определяющий развитие мегаполиса. С первых дней работы команды мэра Москвы Сергея Собянина большая часть бюджетных средств была перенаправлена на строительство метро. За шесть лет это свыше 100 километров линий, 55 станций, включая Московское центральное кольцо. Каждый из введенных недавно городских объектов становится очень популярным. Сегодня МЦК перевозит по 350– 380 тысяч пассажиров ежедневно, хотя мы рассчитывали, что пассажиропоток будет меньше.

— Есть еще глобальный проект, подобный Московскому центральному кольцу?

— Это Третий пересадочный контур метро. Первые пять станций запустим в этом году, всего построим более 64 километров новой кольцевой линии. Таким образом, метро — это первое, что строит столица, и последнее, что будет сворачивать в случае закрытия ряда программ.

Но некоторые стройки двигаются не так быстро, как хотелось бы. Как объяснить горожанам, что слоган «Стройка на время, метро — навсегда» немного задержится около их домов, и жильцам ряда районов, к примеру, придется потерпеть неудобства еще несколько месяцев?

— Там, где мы строим новые станции, как правило, замечаний от горожан практически нет. Москвичи понимают, что первыми пользователями метро в своем районе будут именно они. Да, стройка не всегда приятна. Как и ремонт в квартире, она влечет за собой определенный дискомфорт, шум, пыль. Но после завершения работ люди получают колоссальное удовлетворение. Поэтому после пуска новых станций неудобства быстро забываются, а спустя месяц горожане думают: «А как же мы жили раньше без метро под боком?» Так происходит каждый раз. Это мы знаем на примерах Новокосина, Раменок, Котельников, Жулебина, Саларьева. Вскоре подземка придет в район Селигерской, в Солнцево, Рассказовку. Строим быстро, темпы заявлены высокие. Но чудес не бывает: за один день станция не возникнет, впереди напряженная работа тысяч строителей, архитекторов, инженеров.

А есть нехватка специалистов?

— Она всегда есть. Не хватает строителей, инженеров, технических работников, других специалистов. Не стоит забывать, что в таких объемах страна не строила метро с 1985 года. Сейчас мы даже опережаем темпы строительства времен Советского Союза, когда были задействованы вся экономика и весь научный и строительный потенциал большой страны. Тем не менее с заявленными объемами справляемся и просим жителей нас поддержать в стремлении сделать город лучше.

Помимо метро в городе реализуется глобальный проект по созданию Северо-Восточной хорды. Андрей Юрьевич, когда ее построят? Думаю, жителей на востоке столицы особенно интересует окончание работ на Щелковском шоссе.

— Проблем с Щелковским шоссе уже нет. Магистраль завершим в этом году, также проведем масштабное благоустройство прилегающих территорий и расположенных рядом дворов. Исключение составят дома, подпадающие под реновацию. Но их там единицы. В целом на Северо-Восточной хорде работы развернуты на участках от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе, от шоссе Энтузиастов до развязки Вешняки — Люберцы, на трех отрезках от Открытого шоссе до шоссе Энтузиастов. Окончание работ запланировано на этот и следующий годы. Однако самым сложным станет участок от Дмитровского до Ярославского шоссе. Вместе с коллегами из Департамента экономической политики и развития Москвы ведем переговоры с потенциальными инвесторами.

То есть после северного дублера Кутузовского проспекта город может получить пример еще одного концессионного соглашения?

— Это так. Проект обсчитывается давно, и дело даже не в его строительстве, а в создании экономической модели, которая позволит грамотно инвестировать средства и в будущем окупить затраты бизнеса. Нужно понимать, что транспортные проекты очень долго окупаются. Редкие инвесторы готовы их реализовывать. Сейчас ведем переговоры с крупными финансовыми компаниями страны. Планируем, что в стройку войдем в 2018 году и закончим ее за полтора-два года.

А как дела обстоят с Северо-Западной хордой?

— Самые сложные этапы мы прошли — открыт винчестерный и Алабяно-Балтийский тоннели, завершены работы на улице Народного Ополчения. Сейчас завершаем работы в южной части: на улицах Рябиновая, Ярцевская. В этом году разворачиваем строительство на отрезке от Рябиновой до Крылатской. Сдадим в 2018 году. Таким образом, следующий год можно смело назвать временем окончания строительства Северо-Западной хорды.

Андрей Юрьевич, все-таки в предыдущие годы были построены и сданы технически сложные объекты. Мы уже вспомнили винчестерный и Алабяно-Балтийский тоннели. Что-то подобное планируете в городе строить еще?

— Честно говоря, большого желания влезать в такие тяжелые стройки нет. То есть цели поупражняться в техническом совершенстве — нет. Это была вынужденная мера. Взять, к примеру, Алабяно-Балтийский тоннель. Если бы там решили возводить эстакады, то они бы превысили высоту расположенных в этой части города домов. Циклопические конструкции совершенно неуместны здесь. Зато мы видим, как отлично справляется с трафиком Алабяно-Балтийский тоннель. Он сократил время в пути для автомобилистов в 40 раз — с 40 до 1 минуты.

Еще одна связка в городе — Южная рокада. Когда ее сдадите?

— В следующем году завершим соединение между Каширским и Варшавским шоссе с выходом на Кантемировскую улицу. В настоящее время ведем проектирование восточного участка. Таким образом, Южная рокада пройдет от Московской кольцевой автодороги по Рублевскому, Аминьевскому шоссе, улицам Лобачевского, Обручева, Балаклавскому проспекту и Кантемировской улице в направлении Каширки и по улице Борисовские Пруды выйдет на МКАД через Капотню. Завершим проект в 2019 году.

Получается, после 2019 года больших дорожных строек в Москве не останется?

— В эти годы построим южный дублер Кутузовского проспекта, продолжим создавать магистрали в Новой Москве.

Помимо транспортной в городе развивается и социальная инфраструктура. В каких районах Москвы не хватает школ, детских садов, других соцобъектов?

— За последние пять лет мы создали необходимое количество детских садов — более 200. В ближайшие три года возведем еще 25–28 объектов. После того, как дети подросли, им нужно идти в школы. До 2020 года построим 46 новых зданий, включая блоки начальных классов. Всего более ста миллиардов рублей инвестирует город в создание социальной инфраструктуры. Нацелившись на рывок в развитии транспортной составляющей, мы не потеряли темпов строительства объектов соцкультбыта, спорта и здравоохранения.

После школ институты придется строить.

— Все правильно! Жизнь продолжается, через десять лет у мегаполиса будут другие потребности.

Андрей Юрьевич, не могу не спросить про большой проект — парк «Зарядье»: что успеют сделать строители до сентября?

— Проект очень сложный с точки зрения проектирования, строительства и увязки с существующей исторической застройкой. Много времени ушло на работу с инженерными коммуникациями, возведение подземного паркинга. В настоящее время ведется монтаж стеклянной коры, которая закрывает значимую часть территории парка и филармонию, устанавливается оборудование в медиацентре, строятся рестораны и кафе, «Заповедное посольство» и «Ледяная пещера». Готовимся к мощению дорожек и демонтажу опор «парящего» моста над рекой. Сам остов возвели, готовимся к отделке и оснащению самой консоли. В «Зарядье» круглосуточно работают почти четыре тысячи человек.

Но даже четырем тысячам крайне трудно успеть выполнить поставленный объем: и мост нужно сделать, и растения все высадить, и ключевые объекты построить. Да и с погодой — дожди мешают.

— Действительно, непогода сильно задерживает стройку.

Ко Дню города успеете?

 За почти семь лет мы удивили всех неверующих, опровергая их скепсис. Но нужно понимать, что такие грандиозные объекты целиком никогда не открываются в один день. К примеру, еще некоторое время придется менять и подсаживать деревья, отлаживать полив растений. Парк — это живой организм, который не ограничивается одной стройкой. Даже в самых передовых городах и странах на отладку всех систем нужно время. Так, в Чикаго шесть раз пересаживали деревья, да и в Сингапуре не все растения сразу прижились. Тем не менее в Москве в сентябре большинство объектов «Зарядья» будут сданы. В результате мы получим зону отдыха мирового уровня. Филармонию введем в эксплуатацию позже, к тому же она юридически не является частью парка.

Интервью выйдет в преддверии Дня строителя. Что бы вы хотели пожелать коллегам в этот день?

— Поздравляю всех коллег с нашим профессиональным праздником — Днем строителя! Благодаря вашему труду Москва стремительно меняется, новые объекты гармонично вписываются в исторически сложившуюся застройку и в то же время в полной мере отвечают современным требованиям, создаются комфортные и безопасные условия для жизни, работы и отдыха горожан. Вашими усилиями наш город превращается в один из самых динамично развивающихся городов мира. Желаю всем крепкого здоровья, счастья и благополучия в семьях, новых интересных проектов на благо нашего родного города.

СТАТИСТИКА

■ 1300 машиномест будет располагаться в пяти паркингах, которые планируется достроить этой осенью по программе «Народный гараж»

■ 257 тысяч рабочих мест позволит создать возведение новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Они появятся на 55 станциях, внесенных в Адресную инвестиционную программу. В рамках их строительства планируется ввести более 9,3 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе — 2,8 миллиона квадратных метров жилья

■ 10,2 тысячи разрешений на строительство и ввод объектов было выдано через интернет с 2013 года

ЦИФРА

3 года составляет длительность строительного цикла для жилых объектов

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!  

amp-next-page separator