Фрося Бурлакова - самый известный советский символ провинциалки. Она приехала в Москву из села Ельцовка Алтайского края. Помните, как герои фильма пытались отучить ее от акцента?  / Кадр из фильма «Приходите завтра…»

ПОНАЕХАЛИ. Личный опыт

Город
Сегодня мы начинаем публикации материалов из нового раздела  "ПРОВИНЦИАЛЫ". Авторы -  не только наши корреспонденты, но и вы, читатели. Многие из которых не по наслышке знают, как непросто бывает человеку, вслед которому коренные москвичи часто говорят: "Вот, понаехали...". Задача этих материалов - помочь адаптироваться в столице приезжим из российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья. Использованные в названиях слова ПРОВИНЦИАЛЫ и ПОНАЕХАЛИ не несут негативного смысла.

Все началось с перрона. Моросил недружелюбный дождик, когда я вышел из поезда на Курском вокзале.

Вышел с глубоким пониманием своей "миссии".

Уже не как гость, чтобы всего-навсего погулять пару-тройку дней.

Вышел как миллион первый человек, приехавший сюда работать.

Зачем?

И все десять раз спросили: зачем?

Перерос свой провинциальный городок?

Вовсе нет.

Покорить Москву хочешь?

Да боже упаси. Держите меня подальше от самого этого слова "покорить"! Пошло, избито и, главное, вообще не о том.  

Если и мечтать что-то покорить, так Эверест. На худой конец – Эльбрус!  Не скрою, давно хотел черпнуть столичной жизни. Поработать на славу. Посмотреть поближе на это чудо-юдо, - Москву.

Подкатил вечер. Стоило торопиться, чтобы не остаться ночевать на улице. А пока я пролазил по салонам сотовой связи, найдя наконец-то, эконом-вариант у одного из новых монстров телефонного рынка, можно уже было начать переживать, что я до сих пор не тороплюсь.

И - скорей, скорей нырнул с чемоданом в гущу людей, текущую в метро. Благо, адресок недорогого хостела лежал в кармане.

В хостелах мне приходилось останавливаться не раз. В Тбилиси, Стамбуле, Анкаре, Ереване, Хошимине и даже в Нью-Йорке.

В любой стране в любые времена это самое дешевое и самое нескучное, если можно так выразиться, жилье. В особом мире общих комнат с двухэтажными кроватями - беззаботный смех и байки прожитых приключений не смолкают до глубокой ночи. Здесь собираются потрепанные дорогами и столько повидавшие, пресыщенные и ненасытные бродяги, автостопщики и байкеры, альпинисты, велосипедисты - европейцы, азиаты, американцы...

Не то, чтобы я надеялся увидеть в московском хостеле то же самое...

В некоторых хостелах места настолько мало, что приходится ставить чемоданы рядом с кроватями  / Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Но, войдя на несколько минут в общежитие, расположенное на последнем этаже советской многоэтажки, я вернулся обратно на лестничную клетку и минут 15 переваривал увиденное.

Не то выломанный, не то распотрошенный замок во входной двери, отсутствие какой бы то ни было охраны, тесно составленные кровати в небольших комнатах, нет даже белья. Зато тараканов сколько угодно: бегают, большие и малые, не стесняются.

В недавнем прошлом - это обычная квартира.

Москва слезам не верит...

Вернулся. Осмотрелся еще раз.

По крайней мере, - не грязно. Ремонт свежий. Есть стиралка, холодильник, газовая плита, исправный душ.

Начинаешь радоваться мелочам.

И вовремя!

Почти полночь. Метаться поздно. Остался. В итоге, - не только на ту ночь.

Еще довод – цена.

Найти в столице ночлег за 200 рублей в день (при оплате за месяц), согласитесь, неплохо. Таких мест, на самом деле, несколько. Через поисковик в интернете они быстро обнаружатся.

Если заселяться большой компанией, человек, скажем в 20, можно снизить цену до 150.

К сожалению, стульев на кухне хватает не на всех. Так что кто первый успел - того и тапки / Фото: Шеметов Максим/ТАСС

Есть, конечно, в общаге, где я поселился, свои «приколы». Вроде курящих на кухне под вывеской «Курение запрещено» и выпивающих (редко, но случается) под еще более строгим предупреждением «За распитие спиртных напитков и нахождение в нетрезвом виде - выселение».

Ну да и это ничего. В Москве многое, становится понятно, формально и только на бумаге.   

Наша общага, как маленький СССР, с крошечным, в масштабах страны мирком социализма. Даже лучше - ведь очередей в единственную уборную, что необъяснимо, не бывает! И на кухне, где на 15 жильцов две табуретки, больше, кажется, и не требуется. Быть может, еще одна.

У нас: русских, дагестанцев, осетин, татар, ингушей, таджиков и киргизов, живущих бок о бок, почти все общее. И хорошо уживаемся! Привыкаешь к соседям, потому что большая часть живет здесь подолгу. Бывает жалко, когда кто-то съезжает.

Здесь собрались работяги – охранники, строители, механики, официанты, продавцы, кладовщики, курьеры…

Есть те, кто вкалывает с утра до ночи. Они приходят только спать. Другие успевают поваляться перед телевизором или уткнувшись в планшет. В плане общения с техникой приятно удивляют те, кому за 50 - сеньоры, сроднившиеся с интернетом не меньше современных подростков. Может быть, таково влияние современной Москвы.

Признаться, до переезда в столицу я сам вполне обходился простейшим кнопочным телефоном. Но теперь - только смартфон. И в первую очередь – чтобы попросту не заблудиться.

Выражение «язык до Киева доведет» помогало мне где угодно, только не здесь. Навигатор с офлайн картой «2ГИС» куда действенней, чем в любимой провинции.

Но, вернемся к моим соседям.

По их историям можно судить о том, что происходит на столичном рынке труда.

Вот кто-то жалуется, что на одной из строек «кинули» два десятка киргизов, не заплатив зарплату. А этого уволили за то, что не стал терпеть хамство начальника и ответил в том же духе. Другому пока только пригрозили, когда заикнулся, что его заставляют перерабатывать положенные ТК часы и выходить по выходным. Случаются обман и  несправедливости.

Но все терпят... Понимая, что на их места быстро найдутся другие. Другие, которые точно будут терпеть.

В родном селе или городке заработки все одно, - меньше!

19-летний Арсен из Дербента устроился в ресторан быстрого питания. Там ему продохнуть не дают.  И давят, давят психологически.

А кому-то еще и не по нраву, что он дагестанец. Парень не делится всем...  Только часто ходит подавленный. Поставил себе цель – заработать 50 тысяч на учебу. Для этого, по его подсчетам, нужно проработать здесь месяца три.

Он, конечно, проработает. Только искренне жалко его. Потому что человек он хороший. Добрый. И не испорченный.

Самый старший из наших, как его по-свойски все называют «старый»,– 58-летний Андрей из под Тулы.

Он чуть ли не месяц искал работу в охране.

И нужно ему, опять же, всего тысяч 50 на ремонт автомобиля!  А потом вернется домой. С ним уже случилась неприятная история в одной из фирм – там пообещали работу, попросив заплатить три тысячи на рабочую форму. Спустя пару дней выяснилось, что принять они его не могут. Но и деньги не вернули.

В конце концов Андрей устроился в другое место.

Да мало ли таких историй услышишь в общаге…

В СЛЕДУЮЩИХ ВЫПУСКАХ "ПРОВИНЦИАЛОВ":

ПОНАЕХАЛИ. Снимаем жилье. Идем к стоматологу. Стираем белье...  Сериал, в котором наш корреспондент Алексей Хорошилов (прибыл из Ульяновска) старался сэкономить на съеме "однушки" возле метро, вместо одной зубной пломбы теперь вынужден ставить шесть и пытался найти, где дешевле всего стирать белье. 

ПОНАЕХАЛИ. Крыша для студента...  Евгения Стогова (прибыла из Новороссийска) неплохо устроилась в общаге. Ей завидуют даже те, кто бесплатно живет у родственников.

ПОНАЕХАЛИ. Избавляемся от провинциального стиля... Екатерина Ясакова (прибыла из Орска) поможет избавиться от провинциального стиля. Вариант бюджетный. От дорогого не отличишь!

ПОНАЕХАЛИ. Киргизы, говоришь... Коренной москвич Сергей Шахиджанян выяснял особенности и пробовал блюда киргизской кухни в местах, куда москвичи не ходят. Говорит, что дешево, вкусно и полезно!

Читатели-провинциалы, давайте вместе сделаем жизнь в большом городе более интересной и доступной! Присылайте свои истории и советы  на почту news@vm.ru!

amp-next-page separator