Руководитель департамента культуры столицы Александр Кибовский заявил, что на всех площадках форума кипит работа, а все концертные программы идут с большим успехом / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Александр Кибовский: Культурный форум - площадка, где создается масса проектов

Город
В Манеже продолжается Московский культурный форум.

Какие вопросы обсуждают эксперты, а также о том, чем форум может быть полезен москвичам, "ВМ" рассказал руководитель столичного Департамента культуры Александр Кибовский.

- Александр Владимирович, поделитесь впечатлениями, как прошел первый день форума?

- На мой взгляд, все получилось. Хорошая застройка выставочного пространства Манежа, красивая экспозиция. Для нас важно, что мы успели сделать стенд памяти Олега Павловича Табакова. Это место встреч поклонников творчества всеми любимого актера и режиссера. Возле стенда выступают деятели искусства, которые были дружны с мастером или работали под его руководством. О дружбе с Табаковым уже рассказал Авангард Леонтьев. В «Ночь театров» Игорь Золотовицкий после спектакля в Московском художественном театре специально с Камергерского переулка придет в Манеж, чтобы поделиться своими воспоминаниями об Олеге Павловиче. И мы всех приглашаем: приходите. Здесь можно возложить цветы и написать слова соболезнования в книгу, которую мы потом передадим родственникам Табакова.

Если же говорить о форуме в целом, то на всех наших площадках кипит работа, все концертные программы идут с большим успехом: масса посетителей. И атмосфера вокруг такая – добрая, дружелюбная, творческая. В общем-то этим и славится наш Московский культурный форум, где каждый может узнать для себя что-то новое и полезное.

Исторический вид городской усадьбы «Дом, в котором жил Тургенев в 1850 году» восстановят к юбилею писателя / Фото: Анна Иванцова

- На площадках форума проходят разные дискуссии. В частности, обсуждают возможности виртуальной реальности в развитии театров и музеев. Насколько это перспективное направление?

- Мир не стоит на месте, и сегодня уже совершенно другие требования к театральному и к музейному делу. Если посмотреть, как выглядят музеи сейчас, и вспомнить, какими они были во времена моей юности, - это же пропасть. Сегодня ни один приличный музей не работает без современного оборудования, ни одна выставка не проходит без профессиональной подсветки. И, конечно, мы понимаем, что дальше все это будет только развиваться. Но, если честно, вопрос о перспективах применения различных мультимедийных и виртуальных схем в работе музеев и театров непростой, методический. Есть телевидение, кино, интернет, но люди все равно идут в театр.

Спектакли проходят при полных залах. В прошлом году, например, наши московские театры посетили 7 миллионов зрителей, которым нужны живые эмоции. То же самое и с музеями: люди приходят на встречу с подлинниками. Никакая типографская подделка не заменит вам подлинники шедевров, которые находятся в Третьяковской галерее. Но сегодня мы говорим о балансе между эмоциональной составляющей и современными технологиями. Для нас не проблема обеспечить все наши учреждения самым передовым оборудованием. Вот сейчас мы активно используем различные мультимедиа, когда делаем экспозицию в Доме-музее Высоцкого или в музее Солженицына. То же самое и в театрах. Разные проекционные установки могут воссоздать на сцене Театра на Таганке, например, образ Владимира Семеновича Высоцкого. Но должна быть грань между пользой и вредом для искусства. А вот где она и как не увлечься современными технологиями в ущерб основной функции музея, театра и любого другого учреждения культуры – как раз вопросы для специалистов, которые их и обсуждают, в том числе в рамках форума.

При этом надо учитывать, что Москва – огромный мегаполис с миллионами жителей. Думаю, у нас для всех учреждений культуры найдутся свои посетители: как для сторонников «застывших форм», как выражаются наши молодые реформаторы, так и для тех, кто, опережая время, хочет работать с различными передовыми технологиями.

- Но эти современные технологии больше ориентированы на молодежь?

- Почему же? Давайте начнем с того, что молодежь – довольно условная категория. Вот вы кого сейчас так определяете? Вы знаете, что наши ветераны очень обижаются, когда их называют пожилыми людьми? Они говорят: «Мы – старшее поколение». И, могу заверить, что они активно следуют за всеми новинками. Стереотипный образ инертной бабушки, которая сидит с семечками у подъезда, уже давно не имеет ничего общего с реальностью. Сегодня даже сарафанное радио работает через социальные сети. Поэтому было бы неверно говорить, что новое технологическое оснащение наших площадок рассчитано только на тех, кому в районе 20 лет. Такие эксперименты с большим интересом воспринимают москвичи всех возрастов.

- Раз уж мы говорим о будущем. Одно из самых ожидаемых событий года – открытие после реставрации Дома-музея Тургенева на Остоженке. Приоткройте завесу тайны, как будет выглядеть обновленная экспозиция?

- А у нас вообще много проектов, которые должны быть реализованы в этом году. Это и комплекс зданий Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. И новая экспозиция музея Владимира Высоцкого. И обновленная Школа современной пьесы: сейчас как раз завершается реставрация этого уникального здания, которое, к сожалению, пострадало от пожара. Мы завершаем работы по Современнику. Начинаем – по театру Эстрады. В городе работы по строительству и обновлению объектов культуры не останавливаются ни на один день. И открытие музея Ивана Сергеевича Тургенева, или «Дома Муму», как все его называют, станет одним из главных событий празднования 200-летия со дня рождения русского писателя. Это произойдет в ноябре.

У нас уже есть план новой экспозиции и серьезный запас уникальных предметов, которые будут на ней представлены. В частности, на грант, выделенный мэром, мы смогли приобрести комплекс подлинных вещей, связанных с Тургеневым.

Исторический вид городской усадьбы «Дом, в котором жил Тургенев в 1850 году» восстановят к юбилею писателя / Фото: Анна Иванцова

- Например?

- Например, подлинные документы, в том числе из переписки писателя с Полиной Виардо. Также есть картины, которые, как мы знаем, висели в кабинете Тургенева. Допустим, «Скачущий черкес» в исполнении художника Татищева. Набор предметов самый разнообразный. Есть вещи той эпохи, в которой жил писатель, а есть вещи, непосредственно связанные с ним. И, можете не сомневаться, экспозиция получится увлекательной.

Кроме того, нам приятно, что нашелся меценат, который взял на себя расходы по созданию и установке памятника Ивану Сергеевичу Тургеневу в сквере возле Дома-музея. По решению города, теперь он так и называется – сквер Тургенева.

- Подобные вопросы на культурном форуме поднимаются?

- Да, у нас огромная деловая повестка. Трудовое право, хозяйственная деятельность, финансовая дисциплина – все это в правовом поле постоянно меняется, поэтому мы стараемся провести для директоров наших учреждений консультации и встречи с представителями разных профильных ведомств, в том числе с начальником Главконтроля Москвы. Кроме того, здесь же, на форуме, работает Кадровый центр нашего департамента, сотрудники которого разъясняют вопросы, интересующие не только тех, кто уже с нами, но и людей, мечтающих попасть в сферу культуры.

- А легко ли попасть в учреждения культуры?

- Мы, наверное, - крупнейшие в стране работодатели в сфере искусства и творчества. В наших учреждениях культуры трудятся 40 тысяч сотрудников разных специальностей. И это не только артисты, музыканты, режиссеры – представители творческих профессий. Как раз наоборот: в таких специалистах у нас, как правило, дефицита нет. Во-первых, учреждения сами формируют свою повестку. А, во-вторых, Москва как столица – по определению центр притяжения для работников творческой сферы со всей страны. Поэтому здесь мы видим большую конкуренцию на рынке труда.

Но в свете развития современных технологий нам нужны инженеры, специалисты, которые знают, как работать, со сложным оборудованием, управлять разными системами и механизмами. Например, сценическое оборудование театра «Геликон-опера», чтобы вы понимали, контролируется по интернету из Германии, производителем. Более того, в случае необходимости, они смогут управлять им оттуда, не приезжая в Россию. У нас сегодня настолько технологичная и высокоиндустриальная инфраструктура, что нам требуются специалисты самого разного профиля, не говоря уже о том, что каждому учреждению нужны опытные экономисты, бухгалтеры, профессионалы в области права.

У нас 400 с лишним юридических лиц, 2300 адресов только тех, что непосредственно курирует Департамент культуры. И, конечно, чтобы этот огромный мир жил, работал и радовал нас, требуется большой труд, в том числе людей не творческих специальностей. Поэтому у нас есть электронный банк вакансий, который постоянно обновляется, а на форуме Кадровый центр работает все три дня. Стенд расположен прямо при входе. Можно прийти, получить консультацию и даже внести в нашу базу свою анкету.

На форуме поднимаются как темы культуры, так и хозяйственные вопросы / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

- И это действительно работает?

- При мне вносили данные посетителей форума. Но если мы говорим о кадровом резерве департамента, то он, наверное, один из самых востребованных. У нас многие, кто еще недавно был резервистом, сегодня занимают различные должности, в том числе руководящие. Елена Жук, например, директор Дома-музея Марины Цветаевой. К нам приходят много молодых ребят. И это приятно. Это говорит о том, что они, наконец-то, поверили в то, что смогут реализовать себя в сфере культуры. И мы даем им такую возможность: предоставляем площадку для проектов, которые сами же и поддерживаем. Дорогу осилит идущий. Конечно, чудес не бывает. Не надо думать, что, придя с улицы, без опыта работы и необходимых знаний, вы сразу получите пост руководителя, но возможность работать в отрасли, проявить себя, у вас точно будет.

- А если возвращаться к вопросам, которые волнуют деятелей культуры Москвы, что они обсуждают на форуме?

- Вопросов много, и они самые разные. Как я уже говорил, есть и хозяйственные моменты, которые не так интересны широкой аудитории, но очень важны для самих учреждений культуры. Мы подводим первые итоги грантовой системы финансирования театров. Говорим о том, могут ли на нее претендовать и другие учреждения культуры. Здесь на форуме рождается много идей, которые потом становятся реальностью в достаточно обозримой перспективе. Напомню, первый раз мысль о системе грантовой поддержки театров прозвучала год назад именно на Московском культурном форуме. И с 1 января мы в ней живем, хотя тогда, когда ее обсуждали, некоторые деятели искусства – тот же Евгений Писарев, который сегодня за счет этого получил увеличение финансирования своего театра, - не верили в то, что это возможно.

Обсуждаем и принципы работы Московской кинокомиссии: какие меры дополнительной поддержки город может предоставить кинопроизводителям, чтобы съемка фильмов в столице стала еще проще. Изучаем зарубежный опыт. У нас на форуме присутствует почетный гость: глава ассоциации всех кинокомиссий мира. Впрочем, уже сегодня поддержку нашей кинокомиссии получили 24 картины, еще шесть находятся в работе и, конечно, много заявок на летний сезон.

Много вопросов, связанных с дальнейшим развитием нашей библиотечный системы. Говорим и о том, как снизить какие-то бюрократические процессы, чтобы творческие коллективы города могли получить дополнительные площадки для своих выступлений.

Важность форума как раз в том, что у нас есть возможность заранее обсудить с деятелями культуры все моменты, детали, прежде чем внедрять те или иные программы в жизнь. Мы не сидим в кабинетах и не придумываем, как сделать мир лучше. Все рождается в живом общении с нашими творцами. И мне приятно, что потом на практике нашим программам если и нужны правки, то самые минимальные. Разговор с профессионалами как раз и позволяет нам добиваться таких мощных результатов, как за последние пару лет, когда у нас уже запущена и реализуется масса проектов: «Искусство – детям», «Музеи – детям», «Точки роста: библиотечные центры» и так далее.

Программа каждого дня форума уникальна / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

- А когда москвичи получат единый читательский билет?

- В этом году. Уже готов одобренный библиотеками дизайн. Думаю, скоро мы покажем его москвичам, доработаем и будем внедрять. В этом же году стартует проект Единой библиотечной информационной сети. Сейчас у каждой библиотеки – а их не меньше 400 – свой каталог, но мы все-таки идем к тому, чтобы у читателей была возможность зайти на единый сайт, чтобы узнать, где именно есть нужная им книга. Это очень сложная работа: миллионы изданий нужно внести в единую базу и сделать ее доступной. Но мы с Департаментом информационных технологий уже все обсудили, поэтому понимаем, как это реализовать.

- Но помимо деловой программы на форуме обширная развлекательная программа.

- Я скажу так: на форуме каждый найдет себе программу по душе. Вы можете спуститься на минус второй этаж и узнать, какие в вашем округе есть дома культуры, библиотеки, как в них записаться, как отдать ребенка в школу искусств. Здесь же, на форуме, можно купить билеты в театр. Причем многие в честь нашего праздника  продают их с хорошей скидкой. И, конечно, у нас проходит большое количество концертов. Выступает хор Турецкого, оркестр Бутмана, Михаил Жванецкий выйдет на сцену со своей программой. Более того, старейшая действующая артистка планеты Ирина Кострова будет отмечать свой 95-летний юбилей здесь, в Манеже. Обязательно послушайте, как она читает Ахматову.

- Если ты был на культурном форуме в пятницу, стоит ли приходить в остальные два дня?

- Каждый решает сам. Но, могу заверить, что каждый день работы форума уникальный: программа не повторяется. У нас даже есть постоянные гости форума, которые с нами от начала и до конца. Мы проводим форум, отмечая два больших праздника: День работника культуры и Всемирный день театров. Обычно в праздники принято дарить подарки именинникам. Но это тот случай, когда мы дарим подарки нашей аудитории. Поэтому чем больше людей придет на культурный форум, а потом вернется к нам – в театры, музеи – в обычные дни, тем счастливее мы будем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Московский культурный форум собирает тысячи гостей

Московский культурный форум объединил самых творческих

Более 800 мероприятий пройдет в рамках III Московского  культурного  форума

Книга или интернет. Как будет выглядеть библиотека будущего

Как московские школы развивают дополнительное образование

amp-next-page separator