Проект реставрации и приспособления под современные нужды объекта культурного дома-коммуны Наркомфина / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

Реконструкцию дома Наркомфина закончат через год

Город
Реставраторы, работающие над восстановлением дома Наркомфина, вернули первому этажу здания первоначальный вид.

По замыслу архитектора Моисея Гинзбурга, бетонные колонны в три ряда, на которых стоит дом, были открыты, однако позже их обнесли стенами. В апреле специалисты снесли лишние перегородки, вернув первому этажу первоначальный облик.

Дом Наркомфина был построен в 1930 году для работников Народного комиссариата финансов СССР. Здание держится на трех рядах бетонных столбов, проходящих через все этажи. На столбы опираются перекрытия, на которых построены стены, не несущие нагрузки. Такое решение позволило оформить фасад с помощью сплошного ленточного остекления. Это был первый в стране жилой дом на каркасе из железобетона.

— Дом Наркомфина, согласно замыслу архитекторов, должен был помочь перестроить жизнь и быт советского человека на новые, коммунистические рельсы, — рассказывает Алексей Гинзбург, внук архитектора Моисея Гинзбурга, который был научным руководителем и вдохновителем этого проекта.

Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис еще не видели в своем творении дом-коммуну, но уже называли его зданием переходного типа. Заказчиком выступал министр финансов Николай Милютин — любитель авангарда и необычной архитектуры. И в итоге Москва получила не просто дом, а в некотором роде головоломку, которая была чем-то средним между стандартным многоквартирным зданием и прогрессивным домом-коммуной. Например, во всех ячейках были встроены плита и раковина в качестве индивидуального кухонного элемента, а в бытовом блоке размещались гараж, прачечная, сушилка для вещей, столовая и библиотека. Разумеется, общие.

— Этой реконструкцией мы сегодня создаем прецедент, который разрушает мифы о конструктивизме, существовавшие до сегодняшнего дня, — считает руководитель проекта «Дом Наркомфина» Гарегин Барсумян. — В реальности исполнение конструктивистских зданий выглядит совершенно иначе. Проведя ряд архитектурных и технических экспертиз, мы пришли к выводу, что уникальная для того времени монолитно-каркасная конструкция дома Наркомфина до сих пор находится в отличном состоянии.

Сейчас на объекте ведется монтаж инженерных систем, вентиляции и кондиционирования. Абсолютно все инженерные системы специалисты заменят на новые, а также установят современный лифт.

— А полностью завершить реставрационные работы мы сможем летом 2019 года, — говорит Гарегин Барсумян.

До конца этого года планируется вернуть первоначальную структуру интерьерам жилого и коммунального корпуса, восстановить планировки квартир, коридоров, вестибюля и других общественных пространств. А на финальном этапе специалисты проведут отделочные работы и благоустроят территорию.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия

–  Сегодня мы показываем первые результаты реставрации. Здесь были демонтированы все внешние поздние пристройки и разобран первый этаж. Зданию постепенно возвращается первоначальный облик, конструктивистский, каким его и задумали авторы. Почти на 90 процентов завершена гидроизоляция кровли основного здания, а также полностью очищен знаменитый витраж коммунального корпуса.

amp-next-page separator