Экспорт образования. Москву любят китайские студенты
Одной из главных тем, затронутых спикерами конференции в первый день пленарных заседаний, стал набор и привлечение студентов в столичные вузы.
— Есть две основных группы методов: онлайн, то есть посредством интернета, и офлайн — вживую, — утверждает генеральный директор Ассоциации восточно-европейских университетов Богдан Вороновский. — Участие в выставках, работа через специализированные агентства, ознакомительные туры для представителей иностранных вузов — все это по-настоящему действенные способы расширения числа учащихся из других стран. Однако стоит учитывать особенности конкретных государств и менталитета разных национальностей. Например, в Китае небольшие региональные компании работают в разы эффективнее крупных выставок. Представители Индонезии в большей степени выбирают направления, связанные с медициной, и готовы учиться на русском языке. А абитуриенты из Индии доверяют только тем историям, которые рассказывают уже отучившиеся в российском университете соотечественники.
Статистика по странам утверждает, что Россия занимает восьмое место в мире по числу иностранных студентов. По состоянию на 2017 год почти 250 тысяч зарубежных гостей учатся по основным программам образования.
И для увеличения этого показателя университеты предоставляют всю необходимую инфраструктуру: общежития, гранты, стипендии, а главное — престиж и качество.
— Студенты, причем и российские тоже, в первую очередь смотрят на рейтинг университета, — продолжает тему Вороновский. — Плюсом является наличие программ на английском языке. Главными «поставщиками» иностранных учащихся являются Китай и Индия. По состоянию на этот год самой востребованной специальностью является медицина. Студенты из Латинской Америки с большим удовольствием поступают к нам в ординатуру, поскольку собственных профессоров и лабораторий у них очень мало. Не менее популярно инженерное направление. А вот гуманитарный профиль является одним из самых непопулярных.
По словам экспертов, прирост иностранных студентов в отечественных вузах составляет около 15 процентов в год. Увеличивается число представителей стран СНГ. Активно вовлечены в международный обмен учащимися и страны Африки, особенно Алжир, Тунис, Нигерия и Марокко. Причем главная задача российских вузов — не столько отбить долю рынка у европейских и американских конкурентов, сколько предложить достойную альтернативу аналогам в родных для абитуриентов странах. Например, в Чили немало своих престижных частных вузов, дипломы которых котируются во многих странах.
— Иностранцев подкупает и наше географическое положение, — считает представитель Российского университета дружбы народов Екатерина Недопекина. — Мы одинаково понимаем как Европу, так и Азию. Нередко мы выступаем в роли стартовой площадки для дальнейшего продолжения образования на Западе. Разумеется, необходимо развивать деятельность Ассоциации иностранных студентов, которые, возвращаясь на родину, создают нашим университетам своеобразную пиар-кампанию, делясь личными впечатлениями и полученным опытом.
Высоким показателем качества российского образования являются результаты опросов аналитических компаний. Шесть отечественных вузов вошли в первую сотню мировых университетов по отдельным предметным категориям в рамках трех ведущих международных рейтингов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван Лобанов, ректор Государственного университета управления:
— На мировом уровне лучшие российские вузы традиционно сильны в естественных, физико-математических науках, а также информационных технологиях. Российские специалисты в области IT без труда находят себе работу за границей. Это является наглядным подтверждением высокого уровня российского высшего образования по отдельным направлениям. Мы также привлекательны по соотношению «цена–качество». В основном речь идет о студентах из развивающихся стран.