Как корреспондент «ВМ» ловил «зайцев» в трамвае
На остановке у станции метро «ВДНХ» десятки людей мерзнут в ожидании трамвая. Можно предположить, что среди них есть и те, кто предпочитает не платить за проезд, особенно сейчас, когда в наземном транспорте убрали турникеты.
Именно поэтому на всем наземном транспорте Москвы работают контролеры, обязанность которых — отлавливать безбилетников и выписывать им штраф.
Пассажиры погрузились в трамвай, и следом вместе с контролерами Наталией Антоновой и Ольгой Насибуллиной в салон входим мы.
— Безбилетников вылавливаем каждый день, если не в каждом вагоне, то через один точно. В день каждый контролер оформляет по 4–5 безбилетных пассажиров, — рассказывает Наталия. Работа, по ее словам, достаточно напряженная. Нельзя угадать, как поведет себя тот или иной «заяц», иногда случаются и конфликты.
— Встречаем проблемных пассажиров, которые ругаются, хамят, отказываются выходить из транспорта. Некоторые и с кулаками бросаются. В таких случаях мы сразу вызываем полицию. Сами при этом в конфликт стараемся не вступать, — продолжает контролер.
Под звук объявления диктора о том, что за безбилетный проезд в московском транспорте положен штраф в размере тысячи рублей, сотрудницы «Организатора перевозок» начинают проверять билеты.
Без «зайца» и в этой поездке не обошлось. В конце вагона мы обнаружили пассажира, который не оплатил проезд, хотя «Тройка» была у него при себе.
58-летний москвич, по словам Наталии и Ольги, попадается без проездного уже не в первый раз, однако упорно продолжает ездить на трамвае без оплаты.
На вопрос о том, почему он не оплатил проезд, мужчина отвечает: «Забыл».
Некоторые скептики могут заявить, что культуры езды на общественном транспорте среди москвичей нет. И лично я не могу с ними согласиться. Особенно на фоне последних новостей о том, что с начала этого года сотрудники «Организатора перевозок» оштрафовали всего лишь 150 тысяч человек, которые не оплатили проезд в транспорте, с учетом того, что население города превышает 12,5 миллиона человек.
По мнению Наталии, культура в Москве есть.
— Большинство горожан всегда оплачивают проезд. Сама замечаю, как многие делают это машинально — прикладывают проездные билеты к валидатору и проходят в салон. Приятно, что наши граждане такие сознательные, — рассказывает Наталия.
Ее слова подтверждает и восемнадцатилетняя москвичка Мария Журавлева, которая не представляет, как можно не платить за проезд.
— Я всегда оплачиваю поездку в транспорте. Уверена, что если за что-то устанавливается оплата, значит, так надо, — говорит Мария.
Тем временем наш безбилетник упорно отказывается показывать паспорт, без которого невозможно оформить штраф, утверждая, что забыл его дома. Выход у него теперь только один — прогулка в местное УВД, где личность нерадивого пассажира установят, а заодно выпишут штраф.
Под объявление «Осторожно, двери закрываются» в сопровождении контролеров «заяц» выходит из трамвая. Поездка для него закончена.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Ликсутов, заммэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы:
— Ответственное отношение к оплате проезда позволяет городу регулярно обновлять подвижной состав, совершенствовать инфраструктуру и добавлять новые сервисы.