Константин Попугаев, Евгений Шевченко, Ганипа Рамазанов, директор НИИ Склифосовского Сергей Петриков и Илгар Алиев (слева направо) проводят обход в палате интенсивной терапии / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Возвращение к жизни: как столичные врачи помогают людям, перенесшим инсульт

Город
Первый юбилей 5 февраля отметило отделение неотложной неврологии НИИ Склифосовского. «ВМ» побывала в нем и узнала, как людей, перенесших инсульт, возвращают к жизни.

Инсульт молодеет — печально, но факт. Это не локальная проблема, а мировая тенденция. Причин тому много, и не все, далеко не все из них врожденные: курение, гиподинамия, стресс, прием гормональных препаратов.

Когда врачи говорят о положительной динамике, они не подразумевают, что инсультов становится меньше. Тем не менее еще несколько лет назад пациент, перенесший инсульт, оставался прикованным к кровати, скорее всего, до конца своих дней. С появлением сосудистой сети значительно выросла не только выживаемость при инсульте или инфаркте, но и повысились шансы на частичную или полную реабилитацию.

— Институт Склифосовского стоял у истоков федеральной сосудистой программы, — говорит директор Научно-исследовательского института скорой помощи имени Склифосовского Департамента здравоохранения Москвы Сергей Петриков. — Здесь под руководством академика Крылова разрабатывалась нейрохирургическая часть программы, которая внедрялась по всем регионам. Было бы не логично, если бы институт не участвовал в помощи пациентам — для этого не хватало только неврологического отделения.

Пять лет назад в институте открылось отделение неотложной неврологии, специалисты которого не только сохраняют людям жизнь, но и помогают снова встать на ноги. На базе отделения обучаются около 40 ординаторов первого и второго года, проводятся конференции и школы для врачей.

На правах научно-исследовательского института Склиф проводит исследования и разрабатывает новые методики лечения. Одна из последних тем — криптогенный инсульт, при котором не ясна причина возникновения. Было доказано, что если провести обследование по особому регламенту — трехдневное мониторирование сердечного ритма, чреспищеводная эхокардиография и еще некоторые методики, — у 80 процентов больных удается выявить причину инсульта, а значит, свести к минимуму риск повторного его развития.

Инсульты случаются, и с этим ничего не поделать, но нужно понимать, как жить дальше. Для возвращения пациентов к нормальной жизни у врачей НИИ Склифосовского есть множество высокотехнологичных методик. К примеру, видеофлюороскопия помогает обнаружить патологии при глотании. Какая связь с инсультом? Самая прямая.

— 70 процентов больных с инсультом имеют расстройство глотания. Это рефлекс, благодаря которому мы едим, а значит — живем, — объясняет заведующий неврологическим отделением для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения Ганипа Рамазанов.

Огромное внимание в отделении уделяется лечебной физкультуре.

— Препаратов, которые восстанавливают мозг и функции нервной системы, нет. Вместо этого есть ежедневный кропотливый труд, в ходе которого человек заново учится ходить, есть, говорить, жить, — объясняет Рамазанов.

Последствия инсульта зависят от массы факторов. Некоторые пациенты восстанавливают практически все функции организма. Москвичка Наталья Румянцева на работе почувствовала головную боль, вроде бы не сильную, но в то же время необычную. Голова не проходила, и Наталья вызвала скорую. В НИИ Склифосовского пациентке оперативно провели компьютерную томографию, оказалось, что у нее произошло внутричерепное кровоизлияние. Наталью положили в палату реанимации, оказали оперативную помощь. Сейчас Наталья Румянцева чувствует себя хорошо, надеется на скорую выписку. Ей повезло — она смогла полностью восстановиться после инсульта.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ  

Алексей Хрипун, руководитель Департамента здравоохранения Москвы:

— У современной нейрореабилитации немалые возможности. Но реабилитационный потенциал зависит в основном от того, как быстро пациенту оказана помощь после начала острого нарушения мозгового кровообращения, как быстро мы увидели этот очаг в голове, поняли, какой инсульт — ишемический или геморрагический.

amp-next-page separator