Сотрудники патрульно-постовой службы сержант полиции Алексей Алпацкий и младший сержант полиции Евгения Журина патрулируют на перроне Павелецкого вокзала / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Транспортная полиция отмечает вековой юбилей

Город

18 февраля отмечается 100 лет транспортной полиции. Корреспондент «ВМ» побывал в аэропорту Домодедово и на Павелецком вокзале, где понаблюдал за работой полицейских.

Транспортная полиция — это уникальное подразделение, которое обслуживает и обеспечивает порядок при пассажирских и грузовых перевозках. Причем здоровье и безопасность пассажиров, конечно же, в приоритете. Место службы таких полицейских — аэропорты и вокзалы.

— Первое и основное: мы должны быть максимально мобильны и оперативны — ведь к нам обращаются люди, у которых в запасе максимум два или три часа перед вылетом, — рассказал «ВМ» начальник линейного управления полиции аэропорта Домодедово Сергей Басов. — Поэтому действовать приходится экстренно. Если действительно произошло преступление, к примеру кража, то нужно успеть опросить потерпевшего и за достаточно короткий промежуток времени попытаться найти преступника и вернуть украденное.

По словам полицейского, чаще всего выясняется, что речь идет не о краже, а о потере — чаще всего по невнимательности. К примеру, люди нередко забывают мобильные телефоны на тележке с вещами или на стойке регистрации. В 2018 году в Домодедове зарегистрировали около 400 заявлений от граждан, по которым возбудили 400 уголовных дел. В других столичных аэропортах ситуация похожая. Но это не значит, что полицейским не приходится сталкиваться с серьезными преступлениями.

К счастью, в аэропортах процесс досмотра пассажиров соответствует мировым стандартам безопасности. Поэтому ряд правонарушений пресекается, как говорится, на ранних этапах. Проще говоря, ввезти в столицу наркотики, а тем более оружие и прочие запрещенные предметы, крайне затруднительно.

Зато появился другой источник проблем — загулявшие и перебравшие спиртного пассажиры. С ними приходится проводить беседы, порой составлять административные протоколы за нахождение в общественном месте в нетрезвом виде и мелкое хулиганство, а то и снимать с рейса. Иногда случаются поистине мелодраматические истории.

— Недавно мои подчиненные помогли воссоединиться семье, — рассказывает полковник Басов. — Наши полицейские обратили внимание, что в аэропорт иногда приходит мужчина — аккуратный, интеллигентный, но какой-то неухоженный, в грязной одежде. Документы в порядке. В розыске тоже не числится. Сказал, что встречает дочь, которая вот-вот должна прилететь. А откуда она должна прилететь — не помнит. И где он живет — тоже.

В итоге полицейские обратились в передачу «Жди меня». И действительно вскоре после эфира к ним обратилась женщина, представившаяся дочерью этого человека. Оказалось, что у ее отца психическое расстройство. Мужчина ушел из дома и не смог найти обратно дорогу. У транспортных полицейских, которые работают на железнодорожных вокзалах, несколько другая специфика.

— Наша самая большая головная боль — это травматизм на железнодорожных путях, — рассказывает начальник полиции на Павелецком вокзале Виталий Чистяков. — Ведь многие люди переходят в неположенных местах. Много молодежи, которые, заходя на вокзал, даже наушники не снимают, продолжают слушать музыку и не слышат звука приближающегося поезда.

Такие люди чаще всего и становятся жертвами собственной беспечности. По словам полицейского, большая часть рабочего времени уделяется профилактической работе, ведь человеческая жизнь — главнее всего.

— Я еженедельно бываю в школах, расположенных недалеко от железнодорожных магистралей, — рассказывает инспектор по делам несовершеннолетних Антон Романенков. — И каждый раз приходится напоминать детям, чтобы они были как можно внимательнее. И, слава богу, мы помаленьку справились с такой бедой, как зацеперы. Теперь у нас их практически нет.

А еще в отделе полиции на Павелецком вокзале корреспонденту «ВМ» бросилось в глаза то, что здесь много внимания уделяют ветеранам и чтут своих героев. Например, в актовом зале висят коллективные фото сотрудников: по одному за каждое десятилетие. У входа на вокзал — мемориальная доска младшему сержанту милиции Анатолию Алымову, погибшему в 1968 году при задержании преступника. Да и сами ветераны в линейном отделении частые гости.

Как раз в этот день на место бывшей службы заглянул ветеран органов внутренних дел, участник Великой Отечественной войны Анатолий Кочетов.

— Во время войны приходилось сопровождать поезда, — вспоминает он. — Помню, на каждое дежурство получали саблю — как в жандармерии. Не то что бегать, ходить с ней было неудобно.

Главный транспортный полицейский страны, генерал-лейтенант полиции Дмитрий Шарабаров тоже начинал свою карьеру в 1978 году на вокзале — Казанском. Специализировался на раскрытии карманных краж.

— Нас тогда было 23 таких опера, а сейчас таких должностей всего пять, — говорит Дмитрий Шарабаров. — Но с другой стороны, времена изменились. Появились компьютеры, видеокамеры. Отслеживать нарушителей стало гораздо легче.

Еще полицейским активно помогают самые разные общественные организации. В 2018 году к совместной работе были привлечены более 35 тысяч активистов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Шарабаров, генерал-лейтенант полиции, начальник главного управления на транспорте МВД России:

— Сейчас полицейские на транспорте обслуживают 16 железных дорог, 93 тысячи километров путей, 172 аэропорта по всей России, в том числе 77 международных, 124 речных порта и 56 тысяч километров судоходной части рек, 76 морских портов. В столице присутствуют все виды транспортных перевозок: и железнодорожный, и воздушный, и речной. В Москве находится 9 железнодорожных вокзалов и 65 процентов всего пассажиропотока по нашей стране приходится именно на Московский регион.

amp-next-page separator