82-летний активист велодвижения Геннадий Сергеевич Суздальцев едет по родному Царицыну на веломобиле, который он собрал собственными руками / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Москвич Геннадий Суздальцев мечтает пересадить всех горожан на веломобиль

Город
На веломобиле разъезжает по городу пенсионер Геннадий Суздальцев. и мечтает пересадить на этот вид транспорта всех москвичей, особенно старшего возраста.

Велопарковки в Москве — давно уже обязательный элемент благоустройства улиц, протяженность велодорожек растет и кому-то даже столица грезится велосипедным городом. 82-летний пенсионер Геннадий Суздальцев признает, что много уже сделано для велосипедистов, но еще больше предстоит. И вот лично он спуску чиновникам не даст: пока не случится у нас велосипедной революции, не будет им покоя! Геннадий Сергеевич — энтузиаст, каких поискать. Подтянутый и энергичный, фору даст любому молодому.

Только попробуй скажи ему, бывшему майору Советской армии, что-то про заслуженный отдых! Он как встрепенется, как приосанится: какой еще отдых, возмутится Геннадий Сергеевич, я и сейчас, мол, в строю! Он не курит, выпивает разве что по праздникам и правильно питается, а мышцы держит в тонусе, разъезжая по родному Царицыну на трехколесном веломобиле.

Машина эта легкая в управлении и проходимая — даже зимой по сугробам и льду вполне резво бежит. Геннадий Сергеевич гоняет на нем не то чтобы спорта ради, а по необходимости. Если надо, скажем, в поликлинику или магазин, выкатывает он из подъезда свой веломобиль — и погнал.

Прохожие оборачиваются: это велосипедами и самокатами у нас никого не удивишь, а веломобиль — чудо! А Суздальцев и рад, пусть смеются: чем больше людей узнает, что это за зверь такой, тем лучше. Пенсионер даже ведет в соцсетях свой блог, посвященный этому виду транспорта. Популяризирует.

— Я загорелся веломобилями еще в середине 80-х годов, прочитав в каком-то техническом журнале очерк обозревателя Льва Шугурова о веломобилях в Японии, — рассказывает Геннадий Сергеевич. — Тогда в СССР веломобилистов было много, не то что сейчас. Во многих городах, в том числе в Москве, проходили парады веломобилей, всесоюзные веломобильные соревнования, но потом все резко затухло.

Все веломобили в те благостные для этого вида транспорта времена были самодельными или всякими правдами и неправдами покупались за границей. Промышленным способом их у нас не делали. И, кстати, не делают до сих пор.

Трехколесный агрегат, на котором Суздальцев катается по району, он смастерил сам. Как и предыдущие свои веломобили (некоторые из них все еще хранятся у него в гараже). А самый первый веломобиль Геннадий Сергеевич сделал для своих маленьких внуков.

В последнее время 82-летний пенсионер горит идеей пересадить на этот удобный, экологичный и недорогой вид транспорта пожилых москвичей и инвалидов. И даже собирать для них веломобили Геннадий Сергеевич готов своими руками.

— А что, подготовлю конструкторскую документацию на свою краказябру и буду серийно выпускать, — мечтает пенсионер. — Расстраивает только, что магазины цены будут сильно накручивать. Веломобиль должен быть социальным видом транспорта. Я мечтаю, чтобы каждая бабушка могла им пользоваться бесплатно или брать недорого напрокат. Чтобы во дворах были крытые парковки для велотранспорта. Надо ей, например, к врачу, она вышла из подъезда, пошла на парковку, взяла веломобиль и поехала. Быстро, удобно и для здоровья полезно.

В Царицынском центре соцзащиты Геннадий Сергеевич даже помог организовать кружок любителей веломобилей. Пожилые люди приходят, катаются в удовольствие на специально отведенной площадке, но Суздальцеву этого мало. В его жизненной философии веломобиль — это не развлечение для покатушек, а такой же транспорт и участник дорожного движения, как автомобиль.

Голубая мечта Суздальцева — чтобы в России была разработана стратегия развития велотранспорта. Программа-максимум — убедить сильных мира сего полностью перестроить Москву автомобильную, сделав ее Москвой велосипедной. Со всеми вытекающими: велопарковками, велодорожками, стоянками для велотранспорта, правильной дорожной разметкой.

Геннадий Сергеевич и его единомышленники даже предлагают создать в Министерстве транспорта РФ велотранспортный отдел и ввести при управах и префектурах города должность велокомиссара, человека, который представлял бы интересы велосипедистов и веломобилистов в органах власти. Пока что чиновники почему-то неохотно идут навстречу предприимчивому пенсионеру и сотоварищам — на его глобальные замыслы денег в бюджете не предусмотрено, но кое-какие победы на счету Суздальцева имеются.

Так, в апреле 2013 года на столичных улицах были установлены первые велопарковки. Об этом тогда писали все городские СМИ. Еще бы, Москва повернулась лицом к экологичному транспорту, начала создавать для велосипедистов инфраструктуру — отозвалась на общемировую тенденцию. Но хоть бы кто-то упомянул фамилию скромного, но увлеченного пенсионера, благодаря которому (и нескольким его единомышленникам) столица узнала про парковки для велосипедов. К тому времени Геннадий Сергеевич был уже опытным борцом за популяризацию велосипедного и веломобильного движения и сумел убедить власти.

— В 2005 году я учредил общественную организацию, Российский велотранспортный союз, — рассказывает пенсионер. — Для того, чтобы отстаивать интересы велопользователей. Мы с активистами союза ходили по инстанциям и объясняли, что велосипедисты и веломобилисты имеют такие же права на комфортную и безопасную среду в городе, как и владельцы автомобилей. Мы просили, чтобы в Москве начали делать велодорожки, велопарковки, обращались с предложением разработать велотранспортную сеть Москвы. Дело двигается, но очень медленно. Помню, как мэр Лужков, которому мы в свое время много писали обращений, на каком-то уличном мероприятии в Царицыне вдруг объявил о создании велодорожек — правда, в парках. Говорят, перед этим он побывал в Вене и мэр Вены пригласил его прокатиться по городу на велосипеде. Возможно, это сыграло решающую роль, но почву-то мы подготовили!

Дорожкой длинною

С 2012 года развитие велотранспортной инфраструктуры в Москве проводится в рамках госпрограммы. В последнее время в ежегодные планы благоустройства столичных улиц, дворов и парков входит обязательная организация инфраструктуры для велосипедистов. Так, на сегодняшний день в Москве уже проложено почти 800 километров велосипедных дорожек, оборудовано более 400 пунктов велопроката, а также организовано более 3 тысяч велопарковок по всему городу.

amp-next-page separator