Сергей Собянин рассказал, почему Москве по плечу проекты мирового уровня
— На минувшей неделе парк «Зарядье» получил премию MIPIM — крупнейшей выставки архитектуры и строительства. Как вы оцениваете эту награду?
— Главная награда для «Зарядья» — более 10 миллионов посетителей в год. Парк в двух шагах от Кремля стал новой достопримечательностью Москвы, популярным местом для прогулок и отдыха москвичей и гостей столицы. Премия MIPIM — доказательство того, что современной Москве вполне по плечу реализация проектов мирового уровня.
— По традиции Москва является одним из главных участников MIPIM. Какие проекты российская столица привезла на выставку в этом году?
— На выставке мы показывали не какие-то абстрактные бумажные проекты, а реально действующие программы строительства метро и дорог, реновации, развития Новой Москвы, реорганизации промзон, благоустройства парков и общественных пространств. За три дня работы выставки стенд правительства Москвы посетили более восьми тысяч человек. Порядка тысячи девелоперов, инвесторов, архитекторов и экспертов приняли участие в нашей деловой программе. Специалисты и инвесторы со всего мира увидели масштабы и динамику развития российской столицы. И многие из них высказали желание внести свой вклад в это развитие — знаниями, опытом или инвестициями. MIPIM — традиционная площадка для деловых переговоров и подписания контрактов.
— О каких совместных проектах речь идет на этот раз?
— Московское предприятие АО «Мосинжпроект» и французская компания SUEZ подписали соглашение о сотрудничестве по переработке строительных грунтов и отходов строительства. При наших объемах строительства это одна из самых серьезных проблем. Только от проходки метро ежегодно образуется порядка двадцати миллионов кубометров строительного грунта. А в ходе реализации программы реновации предстоит разобрать и утилизовать около пяти тысяч пятиэтажек.
SUEZ поможет нам в решении этой задачи. Планируется, что значительная часть строительного мусора будет перерабатываться во вторсырье прямо на стройплощадках с помощью мобильных комплексов. Измельченный бетон сразу же пойдет на строительство дорог и другие полезные нужды. Дерево, керамика и стекло тоже найдут применение, вместо того чтобы отправляться на полигоны. Такой вот «умный снос», который экономит ресурсы и улучшает экологию.
— В рамках форума много говорилось о росте инвестиций в столичную экономику. Чем обусловлен этот процесс, особенно учитывая сложную международную обстановку, когда, казалось бы, все способствует обратной тенденции?
— В 2018 году объем инвестиций в экономику Москвы достиг колоссальной суммы 2,43 триллиона рублей. По сравнению с 2010 годом объем инвестиций вырос более чем в два раза. Лучшее «лекарство» от кризисов — это развитие. Драйверами инвестиционного роста являются такие крупные проекты, как МЦК, новые станции метро, программа реновации, создание качественного общественного пространства. На каждый бюджетный рубль, вложенный в инфраструктуру, город получает три рубля частных инвестиций в промышленность, инновации, торговлю и другие сферы столичной экономики.
— За последние годы правительство Москвы утвердило проекты реорганизации 84 промзон. Промышленность уходит из этих территорий?
— Вовсе нет. Реально действующие, эффективные предприятия продолжают свою работу, даже строят новые цеха или открывают технопарки для размещения новых высокотехнологичных производств. Просто еще несколько лет назад развитие промзон шло хаотично и бессистемно. Строились какие-то отдельные здания без учета того, что находится рядом, как строительство отразится на транспортной ситуации, есть ли рядом с новыми жилыми домами школы и детские сады. Мы эту практику хаотичной застройки постарались прекратить.
Теперь на месте депрессивных территорий возводятся новые районы комплексной застройки. Вместе с жильем обязательно строятся детские сады, школы, поликлиники, создаются парки. Как это выглядит в реальности, можно увидеть на реорганизуемой территории «ЗИЛа». Там еще никто не живет, а новый парк «Тюфелева роща» уже принимает тысячи отдыхающих.
— Как насчет транспортного обеспечения реорганизуемых промзон?
— Вы помните, как несколько лет назад МЦК называли «ржавым поясом» Москвы? Когда по МЦК пошли пассажирские поезда, «ржавый пояс» стал стремительно превращаться в «золотой». Идет активное развитие промзон «ЗИЛа», «Грайвороново», «Соколиная Гора», «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы». Улучшению транспортной доступности промзон будет способствовать строительство городских магистралей: Северо-Западной, Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд и Южной рокады.
Помогут решению этой задачи открытие Большой кольцевой линии метро и запуск Московских центральных диаметров — сквозных железнодорожных линий. Они вдохнут новую жизнь во многие территории, которые раньше находились на задворках.
СПРАВКА
После запуска Московского центрального кольца на близлежащих территориях построят 750 тысяч квадратных метров недвижимости, из них 300 тысяч квадратных метров — гостиницы, 250 тысяч — торговые площади и 200 тысяч — офисы.