На лекциях в Московском планетарии расскажут, откуда прилетают метеориты и почему они падают на Землю. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

На пороге перемен: кружки и секции ждет реформа

Город

Более двух лет продолжаются реформы в системе столичного образования. В школах поменялась система финансирования, в учреждения образования вкладываются огромные деньги, из директоров стараются сделать грамотных управленцев. Школы, садики объединяются в огромные комплексы. Детей в параллели может быть так много, что они уже не в состоянии запомнить в лицо всех сверстников из классов с другими литерами. Единственная сфера, которой реформы, кажется, пока не коснулись – это дополнительное образование. За исключением некоторых косметических поправок, в этой системе все остается точно так же, как было в 90-е и нулевые.

Но сейчас правительство, кажется, готово взяться за кружки и секции.

Посчитать по головам

Локомотивом перемен в школах стало изменение финансирования. Школам уже давно перестали давать деньги по сметам – теперь средства приходят за ребятами. Сколько детей – столько денег. Эта система называется нормативно-подушевым финансированием. Собственно говоря, именно она и спровоцировала живую конкуренцию между школами, и помогла в итоге поднять их благосостояние. Хорошо бы и кружки финансировать также, рассуждают чиновники. Однако на практике такую систему в дворцах и центрах детского творчества ввести непросто, говорит и.о. главы Департамента образования Исаак Калина.

– Мы задерживаем перевод дополнительного образования на нормативно-подушевое финансирование, потому что вводить нормативно-подушевое в любой системе можно, только если есть четкий учет – сколько человек, сколько часов, каких результатов добились, – пояснил Калина. – К сожалению, система дополнительного образования была выстроена практически безучетно.

То же самое отмечают и работники кружков и секций. Часто ребенок, как в знаменитом стихотворении Агнии Барто (драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…) просто не может сразу определиться, в какую секцию записаться. Ходит в сентябре три недели на авиамоделирование, а потом бросает – но его фамилия остается в журнале.

– В школе есть книга учета движения. Ребенок приходит, сдает все документы в школу, и все, он никуда не денется. В дополнительном образовании по смыслу ребенок может изменить учебную группу, – объясняет первый заместитель руководителя Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества Александр Леонтович. – Например, сначала он увлекся танцами, а потом заинтересовался радиотехникой. Учет посещаемости вести сложнее: у него может быть в школе какое-то мероприятие, он не пришел.

В итоге в общем-то безобидное поведение детей может вылиться в финансовые нарушения. Так, рассказывает Исаак Калина, во время проверок часто оказывается, что численность кружковцев на самом деле меньше, чем указано в документах. Списки наводнены «мертвыми душами».

Чтобы посчитать детей, в прошлом году решили ввести электронную запись в кружки на городском портале госуслуг pgu.mos.ru – по аналогии с записью в школы и детские сады. Электронная запись будет работать и в этом году. Однако она проблему учета, очевидно, не решила, и у властей появилась новая идея.

– Мы договорились, что каждое бюджетное учреждение будет отмечать кружковцев в нашем регистре учащихся, – объясняет Исаак Калина. – Теперь мы увидим напротив каждой фамилии, сколько часов и в каких кружках этот школьник занимается. И вот после создания системы четкого учета количества детей , часов, которые они занимаются, можно будет говорить о введении нормативно-подушевого финансирования. Пока никаких изменений в системе финансирования дополнительного образования в городе нет.

Существует и еще одно препятствие для введения нормативно-подушевого финансирования: во дворцах творчества существуют не только кружки с постоянным составом.

– В учреждении дополнительного образования работают и объединения переменного состава: скажем, клубы или игротеки, куда дети могут просто зайти с улицы, поиграть раз в месяц, – рассказывает Александр Леонтович. – Здесь нужно предусмотреть отдельный механизм финансирования.

Ожидается рост

Один из очевидных эффектов реформы образования в городе – рост зарплат педагогов. Об этом говорят все. И только в системе дополнительного образования зарплаты остались почти на дореформенном уровне.

В ежемесячном доходе школьного учителя большую долю составляет так называемая стимулирующая надбавка – те деньги, которые ему выделяются за качество труда, а не за количество отработанных часов. В кружках и секциях же педагоги по-прежнему получают деньги только за время, которое они тратят на преподавание.

– Чем сильно учреждение дополнительного образования? – задается риторическим вопросом Леонтович. – В нем работают высококвалифицированные совместители. Ученые, спортсмены, режиссеры. Один раз в неделю профессор приходит вести кружок в вечернее время. Или артисты из театра приходят один или два раза в неделю. В итоге получается, что они работают четыре-шесть часов в неделю, это меньше четверти ставки.

При этом добавить совместителям денег из "стимулирующего" фонда не получится - он при сметной системе роли в формировании зарплаты не играет.

– Если мы посчитаем по всем совместителям, то сейчас у нас во дворце зарплата немногим более 30 тысяч, – признается первый замглавы Дворца пионеров. – Это почти в два раза меньше, чем по системе школьного образования.

Однако, по словам Александра Леонтовича, уже в следующем календарном году дополнительное образование переведут на новую систему оплаты труда. Вкупе с переходом на нормативно-подушевое финансирование это неизбежно должно поднять зарплаты педагогов топовых кружков и секций.

Переезд

По мнению Исаака Калины, большая часть кружков и секций вообще могла бы переехать на территорию школ. В специальных центрах дополнительного образования, уверен он, должны преподаваться такие курсы, которые в обычной школе предложить невозможно.

– Направления, требующие серьезных, специфических условий, сохраняются, – сказал Калина. – По многим направлениям ознакомительный уровень можно преподавать в школе. Не надо для этого заставлять ребенка ездить куда-то далеко. Но по достижению определенного уровня наши творческие дворцы должны, конечно, взять детей на себя.

СПРАВКА "ВМ"

В столице работают 149 городских учреждений дополнительного образования (без учета присоединённых территорий). В год на поддержание системы кружков и секций только по линии Департамента образования тратится более 8 миллиардов рублей.

amp-next-page separator