Спасти редких животных может каждый посетитель зоопарка
Под лампой, точно под солнцем, греется на коряге изумрудный варан. Он прибыл в Москву из Новой Гвинеи. Необычный цвет ящерицы вдохновил не только ученых на поэтичное название вида, но и стал приманкой для злодеев, которые вылавливают рептилий в тропических лесах. Из-за редких особенностей своего панциря пострадала и соседка варана — коробчатая черепаха. В случае опасности она не просто прячет внутрь голову и лапы, а закрывается, как броней, подвижными щитками. Интересная гостья из Мексики очень капризна в содержании. Поэтому, вылавливая коробчатых черепах из дикой природы, контрабандисты ставят их под угрозу исчезновения: если в естественной среде они живут не меньше века, то в неволе — не больше 40 лет.
— А вот эти малыши прилетели к нам с Мадагаскара в крошечных пробирках, — показывает маленьких разноцветных хамелеонов генеральный директор Московского зоопарка Светлана Акулова.
Браконьеров задержали на границе в одном из московских аэропортов. Они пытались провезти в Россию порядка 256 ящериц. Самое ужасное, что выловили их в период размножения, поэтому многие рептилии были беременны. А им не только создали стрессовые условия, но и долгое время держали без еды и воды. Неудивительно, что некоторые ящерицы во время перелета погибли.
— Своей выставкой мы хотим привлечь внимание к проблеме незаконного вылова и контрабанде диких животных, рассказать людям, почему нельзя покупать зверей и птиц на черном рынке, — говорит Акулова. — Во-первых, спрос рождает предложение. А во-вторых, дикие животные не должны жить в квартирах. За ними нужен особый уход. К тому же, полностью приручить дикого зверя не получится.
На днях в зоопарк принесли сурка: у взрослого грызуна зубы стали острее.
Попасть на выставку пресмыкающихся можно будет за символичные 100 рублей — это вклад посетителей в спасение редких видов животных. Вырученные средства, заверила гендиректор, пойдут на содержание не только рептилий, но и других зверей, которых приютил Московский зоопарк. Среди них, например, дикие кошки.
— У каждого животного свой рацион, — продолжает Светлана Акулова. — Так, спасенный от браконьеров леопард Николай, который сейчас живет в нашем центре реабилитации, съедает мяса на 9500 рублей в день.
Дополнительные средства на содержание животных зоопарк также получает от продажи входных билетов. С июля прошлого года он работает без выходных. К апрелю, при условии, что зоопарку удалось сохранить все льготы для посетителей, выручка составила 21 миллион рублей.
— Помогают нам и спонсоры, — призналась Акулова. — У нас большая программа по размножению белых медведей. И в следующем году на деньги частных инвесторов мы построим в Великом Устюге питомник для «потеряшек», которых нашли на Северном полюсе.
Там медвежата будут расти, а потом их будут передавать в зоопарки России.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы:
— Нелегальная торговля дикими животными в основном осуществляется через интернет. Поэтому понять, сколько зверей и птиц незаконным путем поступают на московский рынок, сейчас довольно сложно. Своим законом о содержании диких животных в городе мы как раз и хотим оценить объем рынка и спрос. Пока чуть ли не каждый день на нашу горячую линию поступают жалобы о том, что в каком-то районе города нашли либо змею, либо дикую кошку.