Метростроители в приемной камере проводят осмотр тоннелепроходческого щита, завершившего проходку очередного участка / Фото: Сергей Лоскутников

Возводить уникальные станции. Метростроители озвучили свои профессиональные планы на 2018 год

Город
Строительство участка Калининско-Солнцевской линии от «Раменок» до «Рассказовки» входит в завершающую стадию. В первом полугодии 2018-го семь станций откроются для пассажиров. Две из них — «Рассказовка» и «Мичуринский проспект» — готовы в большей степени. Их возводит компания ООО «ИБТ». Генеральный директор ИБТ Руслан Сарыбаев рассказал в интервью «ВМ», чем будут выделяться эти две станции на желтой ветке и какие еще объекты строит компания.

Станция-библиотека

— Руслан Вячеславович, компания «ИБТ» появилась на столичном рынке в 2013 году. Какой проект был «первой ласточкой»?

— Первым проектом у нас была станция метро Калининско-Солнцевской линии «Рассказовка», самая западная и пока конечная станция желтой ветки. Ранее мы выполняли работы в Ашхабаде, где строили дорожные тоннели.

— В какой степени готовности «Рассказовка»?

— Тоннели пройдены, станция фактически готова. Уже успешно прошел пробный пуск тока, сейчас идут облицовочные работы, заканчивается наладка технического оборудования. «Рассказовка» внесет огромный вклад в развитие одноименного района в частности и всей Новой Москвы в целом. Благодаря ее вводу мы свяжем часть присоединенных территорий с югом, юго-западом и центром столицы.

Добираться до Рассказовки, Ново-Переделкина станет намного проще с запуском нового участка Калининско-Солнцевской ветки. Проект хороший, а ввод станций — долгожданное событие для жителей тех районов города.

И мы рады, что приложили усилия, что строим столь важные, востребованные москвичами объекты.

— «Рассказовка» — одна из самых чистых стройплощадок...

— Это приоритет нашей компании — чистота и порядок на стройплощадках. Высокие требования касаются не только самих возводимых объектов, но и бытовых, офисных помещений, прорабских. Мы заботимся о том, чтобы всем было комфортно. На стройплощадке «Рассказовки» есть спортивный зал, комнаты отдыха. Периодически мы проводим конкурсы и соревнования по шашкам, шахматам, футболу, возим людей на экскурсии. Многие работают вахтами, им в первую очередь нужно давать возможность увидеть город, посмотреть его красоты, отвлечься от трудов.

Генеральный директор ИБТ Руслан Сарыбаев / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

— Кстати, а сколько всего людей и тоннелепроходческих комплексов задействовано на ваших стройках? Порядка двух тысяч человек работают на строительстве всех пяти станций. В нашем активе — два проходческих комплекса, которые проложили четыре тоннеля. Назвали их «Наталья» и «Восточный», второй ТПМК проходил тоннели в Ашхабаде. Важно за этими машинами следить. Мы уже модернизировали их, санировали, также провели замену режущего оборудования. Заранее закупили роторы — новые инструменты используем при возведении станций на Третьем пересадочном контуре.

— Вернемся к «Рассказовке». Проект станции оригинальный — подземка в этой части Москвы будет напоминать библиотеку. Давайте подробнее поговорим о деталях задумки.

— Москва всегда славилась дизайном станций метрополитена — и в прошлом, и сейчас. «Рассказовка» станет одной из самых красивых среди строящихся сегодня в Москве. Интерьеры станции оформлены в стиле читального зала библиотеки. Колонны задекорированы под «шкафыкартотеку». Путевые стены облицованы декоративными панелями с рисунками в виде корешков книг известных авторов. На лицевой поверхности «картотечных ящиков» нанесены QR-коды, с помощью которых пассажиры смогут скачать любимые литературные произведения. Таким образом, благодаря столь необычной задумке и ее реализации пассажиры в метро смогут узнавать что-то новое. Кроме того, станция получит архитектурное освещение.

Колонны в основании украсят светодиодные полосы, подсветят и название станции на путевых стенах.

— На базе станции «Рассказовка» построят одноименный транспортно-пересадочный узел. Каким он будет? В будущем «Рассказовка» станет частью большого транспортно-пересадочного узла — одного из главных пассажирских центров на присоединенных территориях столицы. По расчетам Генплана, уже к 2025 году пересадку внутри ТПУ смогут совершить свыше 210 тысяч человек в сутки. Сейчас сложно представить такой огромный пассажиропоток на месте бывшего пустыря. Однако с учетом открытия одноименной станции метро, перспективы дальнейшего углубления Калининско-Солнцевской линии в Новую Москву, развития системы наземного транспорта и комплексного развития территории нового столичного района этот узел станет одним из основных центров транспортной инфраструктуры Новой Москвы и сможет эффективно распределять пассажиропотоки.

— Это в будущем, а сейчас?

— Уже готова связка между станцией «Рассказовка» и Боровским шоссе. В настоящее время обустраиваем дорожную сеть вокруг, устанавливаем автобусную остановку. Вскоре построим отстойно-разворотную площадку для общественного транспорта и перехватывающую парковку для машин. Вокруг выходов из вестибюлей метро уложили асфальт. Сейчас рядом с будущей станцией метро строится и заселяется жилой микрорайон. Его жителям понравится новый транспортно-пересадочный узел, в составе которого предусмотрен и торгово-развлекательный центр. Часть здания отдадут под администрацию поселения «Внуковское», а еще в одной части разместят помещения для работы нового транспортно-пересадочного узла. Здесь будут диспетчерская и комната отдыха для водителей. Рассчитываем, что полностью проект будет реализован в 2019 году.

На платформе «Рассказовки» выполнена архитектурная подсветка, а оформление колонн стилизовано под библиотечные шкафы с картотекой / Фото: Сергей Лоскутников

Новая видовая площадка

— На участке Калининско-Солнцевской линии от «Раменок» до «Рассказовки» вы взялись за сложный проект — станцию «Мичуринский проспект». Чем она уникальна? Приходится ли применять нестандартные инженерные подходы при ее строительстве?

— «Мичуринский проспект» — первая и единственная на сегодняшний день полуподземная станция. Многие жители района подходят и спрашивают: «Что строите? Торговый центр?». Конечно, какое-то сходство с большими стеклянными зданиями есть. Но это только видимая и не самая большая часть. По факту москвичи и гости столицы впервые увидят реальные масштабы станции метрополитена на поверхности, ведь когда находишься на станции метро под землей, размеры и размах строительства не так ощущаются. Само нестандартное расположение станции связано с тем, что под землей проходит коллектор реки Рамени, а еще ниже— тоннель Третьего пересадочного контура, из-за чего не представлялось возможным построить ее под землей. В итоге она получилась трехэтажной. На первом уровне находятся пути и платформа, здесь же, кстати, одна из путевых стен будет полностью прозрачной, на втором — смотровая площадка и переход во второй вестибюль с помощью надземного пешеходного перехода, а третий этаж отдан под технические и административные помещения. Также мы построили переход к будущей станции «Мичуринский проспект» Третьего пересадочного контура метро. Пока он свяжет только два вестибюля по разные стороны магистрали.

— Как будет выглядеть станция изнутри?

— Платформу «Мичуринского проспекта» украсят оранжево-красные панели, на которых изобразят цветущие сады. Тематику оформления станции решили посвятить деятельности знаменитого биолога Ивана Мичурина. Кроме того, рядом со станцией будет красивая зеленая зона, мы ее обустроим. Гранита будет минимум, рабочие проложат удобные тропинки. Вид на облагороженную зеленую зону откроется прямо из станции, то есть и с платформы можно будет любоваться природой, и со смотровой площадки. Уверен, что «Мичуринский проспект» станет новой фототочкой города.

— Параллельно начинается работа по строительству одноименной станции на Третьем пересадочном контуре. «Мичуринский проспект» на втором кольце метро возведут китайцы. Как две станции будут связаны?

— Все необходимые конструкции для связки двух станций уже возведены, заложены необходимые сети. Когда китайская компания построит станцию, для соединения с «Мичуринским проспектом» на Калининско-Солнцевской линии достаточно будет разобрать кирпичную кладку и увязать объекты.

Стены станции «Рассказовка» забраны декоративными панелями, имитирующими корешки книг / Фото: Сергей Лоскутников

Создать участок большого кольца

— Ваша компания принимает участие в строительстве южного участка Третьего пересадочного контура, в частности возводит три станции: «Зюзино», «Калужская» и «Улица Новаторов». Как проходят работы, есть ли какие-то сложности и когда станции планируются к сдаче?

— В этом году мы заключили контракт на строительство трех станций. Уже вышли на площадку, активно занимаемся выносом инженерных коммуникаций. Это один из самых тяжелых этапов — переложить сети. Город плотно застроен, количество коммуникаций высокое.

И как бы тщательно площадки ни выбирались, мы все равно вынуждены переносить системы канализации, освещения, водо- и теплоснабжения. Мы стараемся минимизировать неудобства для горожан в районе застройки, аккуратно, но быстро занимаясь переустройством инженерных сетей. Параллельно с этим обустраиваем котлованы. В 2018 году начнем проходить тоннели.

— Станции будут неглубокого заложения?

— Если можно так сказать, то — среднего. Глубина заложения составит порядка 30 метров.

Станции построим открытым способом. Город старается унифицировать процесс возведения метро, станции строятся неглубокие, с открытыми котлованами. Это удешевляет процесс, влияет на скорость сдачи объекта.

— Когда планируете сдать этот участок Третьего пересадочного контура?

— На срок сдачи серьезным образом влияет подготовительный этап — перенос инженерных коммуникаций. Эти проблемы решает город, заинтересованные структуры и мы как подрядчики. Они могут отнять время. В основном нам приходится действовать под землей — проблемы на глубине мы знаем как решать. Опыт и квалификация нашего коллектива позволяют выполнять работы в срок. Планируется, что участок будет введен в эксплуатацию после 2020 года.

— В целом в Москве набраны очень высокие темпы развития метро. Как вы в целом оцениваете программу развития столичной подземки? Сложно ли вообще вести подземное строительство в современной Москве?

— В городе проводится очень серьезная и сложная транспортная реформа. Надо отдать должное мэру Москвы Сергею Собянину, который взялся за столь масштабную историю, ведь продлеваются не только существующие ветки метрополитена, а еще и новые строятся! И конечно, большую роль в реализации этой глобальной программы играет заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, который лично занимается каждым объектом, следит за всеми этапами и оперативно решает любую проблему. Мы очень признательны, что являемся неотъемлемой частью истории Москвы, и хотим поблагодарить за оказанное нам доверие.

— Но и вас поблагодарят москвичи за построенные станции. Вы работали в других городах. Тяжело в Москве возводить метро?

— В столице есть водонасыщенные грунты, глины, суглинки, известняки, пески — встречаемся с разными породами. Технологии возведения станций нужно заранее предусматривать, подбирать качественное оборудование и персонал. Все это у нас есть.

— А отделочные материалы?

— В настоящее время при строительстве станций применяются современные отделочные материалы. Если раньше в подземке превалировал гранит, то теперь им укладывают платформу, а потолки, стены «зашивают» и отделывают подвесными панелями, обрабатывают антивандальными средствами.

— А вам какие станции Московского метрополитена ближе по вкусу: старые, с отделкой мрамором и витражами, или новые, современные?

— Каждая станция в Москве особенная. Мне нравится и сталинский ампир, и постмодернизм с элементами футуризма. В каждой эпохе есть свои плюсы и минусы. Если брать во внимание самые первые классические станции метро, то они, конечно, поражают своей красотой и архитектурными изысками, но они очень дорогие в строительстве и эксплуатации. А современные станции — более практичные и простые в реализации, требуют меньше затрат и усилий, но при этом отвечают всем современным требованиям дизайна и смотрятся довольно симпатично. Конечно, мне нравятся наши объекты — «Мичуринский проспект», «Рассказовка», красивыми получатся и «Солнцево», «Озерная» с кувшинками. Из ранее построенных — «Воробьевы горы». Она созвучна с «Мичуринским проспектом», который мы заканчиваем.

— Есть у вас заветная мечта о том, что бы такого построить еще в Москве, помимо пяти станций?

— Конечно, есть. Пару новых линий и еще одно кольцо. Строительство метрополитена — это наша жизнь, мечта и реальность, мы хотим возводить уникальные станции, применять неординарные решения. Как на «Мичуринском проспекте» либо как «Улица Новаторов» — оба объекта станут связующими для двух линий.

А от «Улицы Новаторов» пойдет новая ветка метро до Коммунарки.

СПРАВКА

Калининско-Солнцевская линия — восьмая ветка Московского метрополитена, состоящая из Калининского (8 станций) и Солнцевского (5 станций) радиусов. Общая длина линии — 27 километров. Строительство второго — Солнцевского радиуса — началось 11 января 2012 года со станций «Деловой Центр», «Парк Победы», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». В июне 2013 года было объявлено о том, что конечной станцией линии станет «Рассказовка», но есть планы по продлению ветки в сторону аэропорта «Внуково».

ЦИФРА

30 метров составляет глубина залегания строящихся станций «Улица Новаторов», «Калужская» и «Зюзино» Третьего транспортного кольца.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator