С момента запуска движения кольцом воспользовались уже более 115 миллионов пассажиров. На фото: Мария Майорова / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Стандарты Московских центральных диаметров обсудят с экспертами и пассажирами

Город
«ВМ» пообщалась с экспертами и выяснила, насколько полезен опыт МЦК при реализации нового проекта, и в чем особенности сквозных маршрутов.

Горожане предъявляют высокие требования к качеству общественного транспорта. Московское центральное кольцо, открывшееся осенью 2016 года, серьезно подняло планку: даже эксперты, скептически относившиеся к созданию МЦК, сегодня высоко оценивают качество перевозок и в принципе роль кольца в транспортной инфраструктуре города.

Идея создания наземного метро, пронзающего город по диагонали и связывающего подмосковные города-спутники со столицей, обсуждается уже далеко не один год.

- Диаметры обсуждаются еще с момента подписания Генплана 1971 года. Введение электрички в тело города - это очень давняя идея, - рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.

О запуске масштабного проекта, названного Московскими центральными диаметрами, стало известно в прошлом году. Разрабатывается он совместно столичным Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры и ОАО «РЖД». Первые два, соединяющие Одинцово с Лобней и Нахабино с Подольском, могут появиться уже в 2019 году. Столичный Дептранс решил держать марку и обеспечить на МЦД стандарт обслуживания пассажиров, как минимум не уступающий стандартам МЦК.

- Стандарт обслуживания пассажиров позволит создать нам один из самых комфортных и безопасных видов рельсового общественного транспорта в России, - сообщили в департаменте.

Стандарт, пока что разрабатываемый в форме документа, станет всеобъемлющим. В нем пропишут требования к поездам и их содержанию, укажут, как следует убирать поезда, станции и платформы, с какой периодичностью необходимо проверять техническое состояние подвижного состава. Для диаметров будет создана новая билетная система и навигация.

В период разработки концепции и непосредственного строительства МЦК некоторые эксперты скептически относились к новому виду транспорта и его востребованности у горожан. Сегодня даже они признают - проект получился крайне удачным.

Тем не менее диаметры - это уже другая, более глобальная история, выходящая за МКАД.

- Следует понимать, что МЦК и МЦД - это не одно и то же. При разработке стандартов можно взять лучшее от МЦК, но при этом учитывать специфику и особенности нового проекта, - считает независимый эксперт, создатель блога «Город для людей» Аркадий Гершман.

По его мнению, заявленные городскими властями шестиминутные интервалы между поездами в рамках проекта диаметров реализовать будет сложно, да и необязательно.

- Ведь это маршруты формата пригород-город-пригород. Они будут востребованы, даже если интервал составит десять минут и более. Главное, чтобы он действительно соблюдался, - подчеркнул Аркадий Гершман.

Следование расписанию - это главная шестеренка в механизме любой системы общественного транспорта.

- Формулу регулярного городского транспорта изобрел еще в 1661 году французский ученый Блез Паскаль. В ней были заложены заранее объявленные моменты отправления, - рассказал Михаил Блинкин.

Он также отметил, что для крупного города с его быстрым ритмом предпочтительнее были бы все-таки короткие интервалы - 6-8 минут.При создании диаметров уже существующие загородные железнодорожные станции придется подвергнуть глобальной модернизации, серьезно усовершенствовав инфраструктуру.

- Было бы не лишним предусмотреть интеграцию с велосипедным транспортом. Как показывает зарубежный опыт, велосипед наиболее эффективен в качестве «транспорта последней мили» (транспорта, на котором пассажиры добираются от дома до ближайшей станции или остановки общественного транспорта - прим.ред.), - отметил Гершман.

Говоря о зарубежном опыте, многие эксперты часто вспоминают берлинскую городскую железную дорогу S-bahn.

- Поезда в Берлине идут и в тоннеле, и на поверхности, и по эстакадам. Сквозные маршруты - это нормальное явление для большого города, они помогают разгрузить туристический и деловой центр, - считает депутат Мосгордумы Валерий Теличенко.

Годовой пассажиропоток S-bahn составляет порядка 430 миллионов человек. Примеры подобных городских железных дорог действуют и в других мегаполисах мира, например, в Париже и Лондоне. Парижскими скоростными электричками ежегодно пользуются около 780 миллионов человек. Лондонские пригородно-городские поезда каждый год перевозят более 184 миллионов человек.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры:

- Московские центральные диаметры - новый вид рельсового общественного транспорта. Это будут городские электропоезда, курсирующие с определенными интервалами на маршрутах по диаметральным направлениям Московской железной дороги и Октябрьской железной дороги.

Сейчас для Московских центральных диаметров мы начали разрабатывать стандарт сервисного обслуживания пассажиров, который по своему уровню и качеству не будет уступать стандарту обслуживания на МЦК. В ближайшее время мы планируем обсудить детали документа с транспортными экспертами и пассажирами.

СПРАВКА

Всего в столице можно построить 17 диаметральных железнодорожных маршрутов. По предварительным оценкам, ими смогут пользоваться 391,5 миллиона пассажиров в год. Реализацию проекта планируют завершить в 2025 году.

Первые два диаметра - «Лобня-Одинцово» и «Нахабино-Подольск» - выбраны в качестве пилотных, так как железнодорожная структура на этих участках практически готова к новой программе. К тому же они самые востребованные. Кроме того, эти направления уже связаны с метро и Московским центральным кольцом: в общей сложности на них есть 25 пересадок.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator