Екатерина Страхова представляет беспилотник, разработанный столичными конструкторами из НАМИ и инженерами КамАЗа на международной выставке коммерческого автотранспорта в Москве / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Беспилотные автомобили в Москве: как это будет

Город

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 26 ноября на совещании с вице-премьерами объявил о подписании постановления о проведении эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в ряде мест Москвы и Татарстана. Он начнется с 1 декабря. «Вечерняя Москва» спросила экспертов, как соседство с беспилотниками отразится на безопасности пешеходов и водителей.

Ранее провести тесты «высокоавтоматизированных транспортных средств» предложил Минпромторг. Оценку эксперименту дадут представители ведомства, МВД, НТИ «Автонет», ассоциация ГЛОНАСС, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» и владельцы беспилотников. Затем доклады поступят в правительство.

Цели эксперимента просты и понятны. Специалисты хотят разобраться, есть ли сама возможность движения машин без водителя по дорогам общего пользования и насколько такой способ передвижения эффективен. Кроме того, по итогам тестов будут выработаны технические требования к «высокоавтоматизированным транспортным средствам» и регулирующие акты их использования.

11 апреля 2017 года. Таким дизайнеры увидели беспилотный мини-автобус «Шаттл»   / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Профессор Высшей школы урбанистики, председатель Общественного совета при Минтрансе России Михаил Блинкин считает, что такие эксперименты можно проводить только в определенных условиях.

- Первый формат – это фуры на дорогах высшей технической категории. Это разделенные проезжие части, развязки в разных уровнях, отсутствие автобусных остановок, пешеходных переходов, велосипедистов и так далее. В России такие дороги обозначаются как 1А и 1Б. На них можно запускать беспилотники без всяких экспериментов, никакой опасности они не принесут. Сколько таких дорог в России? Очень мало, на всю страну их чуть более пяти тысяч километров. Вторым оптимальным форматом для тестов станет совсем медленное движение беспилотного автомобиля в формате каршеринга. Например, я нахожусь на Мясницкой, а машина - на Чистых прудах. И эти 50 метров он проехал бы самостоятельно. Этот формат считается очень перспективным, потому что первая подача делает каршеринг супер привлекательной штукой, практически полной заменой моему частному автомобилю. В отношении более сложных форматов, когда, грубо говоря, вместо меня весь день по городу ездит робот, я бы поостерегся. Даже экспериментов на сети общего пользования, тем более сети городских улиц. Исходя из мирового опыта, первые два формата – самые понятные. Разрешение на подобные эксперименты – хорошее и правильное начинание. Дальше все зависит от конструкторов, инженеров, юристов. Разрешение дает основание на то, что с технологической и правовой точки зрения все будет сделано аккуратно. 

За рубежом тесты «беспилотников» уже не являются чем-то новым. Помимо положительных моментов, случались и негативные ситуации. Например, в сентябре 2018 года автомобиль, на котором одна известная американская компания испытывала систему автопилота, угодил в ДТП с другой машиной на трассе.

11 апреля 2017 года. Таким дизайнеры увидели беспилотный мини-автобус «Шаттл»   / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Тесты в ряде зарубежных стран продолжаются, и до серийного производства самостоятельных средств передвижения  еще далеко, отметил автоэксперт Роман Гуляев.

- Сказать, оправдывает ли себя это начинание, на данный момент сложно. Рассуждать на эту тему можно, если явление станет массовым. Для этого между машинами должно появиться соединение «car by car», то есть когда автомобили смогут сами, без участия человека, решать, например, кто кого будет пропускать на перекрестке. Тогда это явление станет понятным и комфортным для человека. В плане технологий по производству беспилотных авто Россия нисколько не отстает. А опасаться за свою безопасность пешеходам и владельцам других машин, в любом случае, не стоит. Во время экспериментов в автомобиле сидит пилот, который контролирует процесс. При возникновении внештатной ситуации он может мгновенно вмешаться. То есть никакой опасности такие эксперименты не несут. А само исследование даст ответ на вопрос, насколько Москва готова к этому явлению.

О наличии опытного инструктора в кабине во время доклада об эксперименте сообщил и вице-премьер Максим Акимов. При этом Дмитрий Медведев подчеркнул, что это будет именно беспилотная эксплуатация транспортного средства.

- В том смысле, что во время движения водитель не прикасается к управлению автомобилем. Поэтому это, что называется, в чистом виде беспилотный транспорт, - сказал Дмитрий Медведев.   

amp-next-page separator