Начальник участка, отвечающего за реставрацию павильона «Земледелие», Стефан Сычевский / Фото: Антон Гердо , «Вечерняя Москва»

Павильону «Земледелие» вернули исторический облик

Город
Отреставрированный павильон «Земледелие» на ВДНХ готовится к открытию. «ВМ» выяснила, как восстанавливали один из красивейших памятников культурного наследия.

Фасады исторического здания украшают арбузы, земляника, морковь, виноград, кудрявые барашки, упитанные кабанчики, ретивые кони и другие красоты природы. Павильон № 58, построенный в 1954 году по проекту архитектора Алексея Тация, должен был стать символом богатства сельского хозяйства Украинской Республики Советского Союза. Реставраторы заботливо восстановили керамические плиты с барельефами, живописные панно и остальные декоративные элементы ажурной постройки. Одна из ярких примет павильона — ротонда в виде резной короны, или, как ее называют сами реставраторы, кокошника. Специалистам удалось сохранить и медные лепестки у подножия шпиля, который вновь венчает позолоченная звезда.

Над входом в здание, как и больше полувека назад, «развевается» яркий герб советской республики. Для его реставрации использовали красную, белую, синюю и желтую смальту — по четыре оттенка каждого цвета. По архивным документам восстановили арку с символичным названием «Дары изобилия», вернули на место когда-то утраченные вазы, которые стоят по периметру здания, и сделали деревянные двери с декоративной резьбой и витражными окнами.

— По старым фотографиям вернули исторический цвет потолку, — приглашает заглянуть внутрь павильона представитель реставрационной компании Стефан Сычевский. По бокам гранитных ступеней стоят восстановленные и покрытые защитной краской «под бронзу» бетонные скульптуры стахановцев. — Оказалось, что он не насыщенно-синий, а небесно-голубой.

Сегодня потолок двух больших выставочных залов, как и раньше, украшают гипсовые подсолнухи и колосья пшеницы. По периметру протянулся белый карниз с дубовыми листьями.

Над входом в здание, как и больше полувека назад, «развевается» яркий герб советской республики / Фото: Антон Гердо , «Вечерняя Москва»

— Изначально капители на пилястрах тоже были белого цвета, — обращает внимание на бронзовое украшение выступающих из стен колонн Сычевский. — Однако при их расчистке мы обнаружили более ранние следы бронзянки, посоветовались со специалистами и решили воссоздать бронзовое покрытие.

Кирпичные пилястры, выкрашенные в терракотовый цвет, — не просто украшение выставочных залов. С их помощью специалисты сделали вентиляцию помещений: на них опирается надежный бетонный пояс, на котором стоит тяжелое оборудование. Реставраторам нужно было не только воссоздать исторический облик павильона, но и приспособить его к современному использованию. Заменили инженерные коммуникации здания, утеплили его. Теперь павильон сможет работать круглый год. Совсем скоро здесь разместится экспозиция музея славянской письменности.

— Чтобы тепло не уходило, нам пришлось перекрыть световой фонарь в круглом зале и установить дублирующий витраж над входом, — говорит Стефан Сычевский, останавливаясь перед красочным витражом «Переяславская рада». Над его реставрацией специалисты колдовали не меньше трех месяцев.

До наших дней витраж сохранился чудом. По словам специалистов, он мог упасть и разбиться в любой момент, рассыпаться от малейшего прикосновения.

— Если присмотреться, можно увидеть: витраж состоит из прямоугольных сегментов, которые поделены на маленькие части, скрепленные между собой свинцовым профилем. Вот этот профиль больше чем за полвека пришел в негодность — перестал держать стекла, — пояснил Сычевский.

Реставраторы полностью разобрали витраж и отправили его в мастерскую. Там стекла расчистили, отмыли, восстановили фрагменты утраченной живописи и заменили свинцовую опору. И только после этого, покрыв все защитным слоем, аккуратно вернули на место.

Стефан Сычевский рассказал, как восстанавливали исторический витраж «Переяславская рада». Теперь от негативного воздействия внешних факторов его защищают не только специальное покрытие, но и дублирующее окно / Фото: Антон Гердо , «Вечерняя Москва»

Не менее кропотливой оказалась работа по восстановлению многоцветного пола, выполненного в итальянской технике терраццо. Не имея прочного основания, к моменту реставрации исторический пол в буквальном смысле пошел волнами и покрылся трещинами. Специалистам пришлось, взяв за основу оригинальные образцы, заново воссоздать уникальный мозаичный рисунок.

— Вот так же они выглядели и раньше, — заверяет Стефан Сычевский. — Мы не убрали и не добавили от себя ни одного сердечка или цветочка.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Емельянов, руководитель Мосгорнаследия:

— У фасадов павильона «Земледелие» потрясающий декор. Сверху на каждом из четырех углов здания установлены бетонные скульптуры девушек в венках, облицованные золотой смальтой, а перед входом со стороны фонтана «Каменный цветок» установлены две памятные стелы, а также скульптурные группы «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства».

amp-next-page separator