Три одинокие липы на Тверской, или Как будут озеленять столицу
В последние годы мегаполис заметно увеличил количество парков, одновременно потеряв по разным причинам значительную часть зеленых уличных насаждений. Власти бьют тревогу и ищут пути решения проблемы, которая сейчас, заснеженным мартом, может и не казаться актуальной. Результат только что начавшегося эксперимента по озеленению (пока только Тверской улицы) мы увидим еще не очень скоро. Но Москва, нам обещают, снова станет зеленой.
Уже выросло целое поколение москвичей, не видевшее Тверскую улицу зеленой. Централизованная посадка деревьев проводилась здесь только один раз — в 1948–1949 годах прошлого века! По разным причинам к концу 1990-х годов деревья начали терять декоративность и массово гибнуть, и сегодня Тверская почти полностью их утратила.
Остались три (!) дерева — рядом с Музеем современной истории России, но уже в мае здесь будет настоящий сад.
Эксперимент по озеленению центральной улицы уже начался и продлится до конца 2017 года.
Как рассказал журналистам руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, из-за того что на участке от Пушкинской до Манежной площади расположены многочисленные городские инженерные магистральные сети, посадка деревьев в грунт затруднена и опасна для коммуникаций. Поэтому деревья и кустарники решено высаживать в специальных контейнерах.
В пресс-службе департамента «ВМ» пояснили, что в летний период на улице будут стоять кадки с липой мелколистной, а кустарники будут представлены спиреей, дереном и бересклетом. Зимой их сменят морозоустойчивые ель обыкновенная, туя колоновидная и можжевельник. Все это богатство разместят в четырех видах гранитных контейнеров (со специальным слоем утеплителя, что должно снизить риск промерзания корневой системы). Всего, согласно проекту озеленения, по обеим сторонам Тверской будет расположено по 30 деревьев, высота которых вместе с тумбой составит около семи метров.
Кроме того, возле станции метро «Пушкинская» восемь деревьев высадят в грунт.
Летние липу и кустарники на зиму будут отправлять на реабилитацию: либо высаживать в грунт, либо помещать в оранжерею со специальными условиями, их будут подкармливать удобрениями.
Все растения будут помещаться в четырех композиционных видах контейнеров, дизайн которых разработали в Институте комплексного развития территорий. Здесь не смогли прокомментировать «ВМ», почему композиции напоминают мавзолей, насколько комфортно будет сидеть на каменной тумбе и как с них будет уходить летом вода.
Общий объем финансирования работ по озеленению Тверской улицы — с учетом установки скамеек и урн, а также ухода за деревьями и сменой их на летний/зимний период — составляет 529 миллионов рублей. Генподрядчик, который будет осуществлять строительно-монтажные работы и обеспечивать контроль за посадкой и содержанием деревьев, — подведомственное департаменту ГУП «Государственный природоохранный центр».
Если москвичи одобрят проект озеленения, то, по словам Кульбачевского, вторая очередь работ — озеленение Тверской от «Пушкинской» до станции метро «Белорусская» — начнется в 2014–2015 годах, а потом в проект войдут Садовое кольцо и другие улицы центра столицы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Лилиан Плотникова, главный научный сотрудник главного ботанического сада РАН, доктор биологических наук, профессор:
— Лет десять назад на Тверской уже сажали ели в большие деревянные кадки. Через год они погибли и их выбросили. Дело в том, что хвойные породы деревьев в городской среде, особенно в центре, практически не живут. Если, конечно, не брать Кремлевскую стену, где ели постоянно меняют. Да, различные их виды и размеры по-разному могут зимовать в кадках, но именно хвойные деревья я бы не рекомендовала сажать в любом состоянии. Потому что хвоя, туя и можжевельник очень уязвимы в городской среде. Ведь они больше всего боятся загазованности в отличие от лиственных. У тех листья обновляются, в отличие от хвойных, которые должны быть зелеными по крайней мере несколько лет. За это время у них идет постоянное накопление вредных веществ, и поэтому они очень плохо переносят городской климат. Однако если городские власти готовы хвойные действительно каждый год обновлять, а на зиму кадки убирать, то тогда можно использовать такой вариант. Для лета они подойдут.
Александра Лаврова, ландшафтный дизайнер фирмы «Абиес-Ландшафт»:
— На мой взгляд, предложенное растение, и в первую очередь бересклет крылатый, не может расти ни на Тверской, ни вообще где-то в центре, поскольку он не очень дымо- и газоустойчив. В отличие, например, от бересклета европейского. При этом все, что высаживается в контейнер в московских условиях, это фактически одноразовое растение, потому что у нас такие морозы, что все промерзает и, соответственно, погибает. Если же на зиму растения будут убирать в теплое место, то все в порядке. Хотя в таком случае посадка растений в контейнеры экономически невыгодна. Что касается хвойных, то их в первую очередь необходимо будет убирать, а это тоже затраты.
ВОКРУГ ЛИШЬ БЕТОННЫЕ ДЖУНГЛИ И БЛУЖДАЮЩИЕ ДЕРЕВЬЯ
Утро пришло в каменные джунгли. Менеджер среднего звена, человечий детеныш Маугли выполз из пещеры и не поверил глазам. Там, где раньше простиралось родное и знакомое ущелье, бушевала буйная растительность. Деревья произрастали из огромного уродливого каменного куба, напоминавшего мавзолей индийского раджи в миниатюре.
— Ну ни фига се! Это че такое? Слышь, Акела, глянь-ка…
Старый матерый волчара Акела выполз из расщелины. Оглядев мутным взглядом новый ландшафт, пошел досыпать дальше.
Вслед за ним из своей пещеры выпорхнула маникюрщица из салона «Черная пантера» — Багира. Дворник-гастарбайтер Балу, хмуро обозрев окрестности, изрек:
— Это волшебные, блуждающие деревья, их придумали Люди. Они будут появляться и исчезать каждый раз после сезона дождей.
— Ни фига се! — завел любимую волынку Маугли. — А нас кто спросил? Бывало, все проблемы на Скале Совета решали всем миром, то есть я хотел сказать, стадом. Потом народ, то есть зверье, я хотел сказать, выносили решение, которое записывали в Книгу джунглей.
А тут бац — и на тебе. У нас Закон джунглей или как? Хотя, с другой стороны, может, оно и к лучшему. Опять же на лианах покачаться можно…
Удав Каа, местный сантехник, которого все называли за глаза Земляным червяком, тоже был не против деревьев, но на всякий случай поинтересовался:
— Балу, а во сколько озеленение наших каменных джунглей обойдется?
— Не знаю, меня в такие подробности не посвящали. Знаю только, что деревца потянут на 500 000 000 рупий.
— Да на эти деньги можно пять трехкомнатных пещер отгрохать! — завопил Маугли.
Балу опять решил показать свой авторитет:
— Темные вы, прямо как бандерлоги. Они дорогие потому, что каждое деревцо растет из каменного трона с врезанным седалищем, чтобы его не уволокли. Каждое будет снабжено GPRS-навигатором и противопорубочной сигнализацией. Кроме того, к деревьям прилагаются бесплатные айфоны с Wi-Fi…
Над каменными джунглями садилось солнце, а их обитатели продолжали спорить и волноваться. Несмотря на разногласия, было очевидно, что привычному образу жизни и традиционному укладу жителей каменных джунглей приходит конец. И что нужно будет привыкать к существованию под зелеными кронами листьев. И научиться на худой конец осваивать Wi-Fi.
ГОРОД СЛИШКОМ ТОРОПИТСЯ С ОЗЕЛЕНЕНИЕМ УЛИЦ И ПАРКОВ
Возмущение депутатов
Илья Свиридов, депутат муниципального собрания Таганское:
— По Закону «О самоуправлении» депутаты получили право согласовывать планы по благоустройству скверов и парков, подведомственных Департаменту ЖКХиБ и префектурам.
По скверу в нашем районе на Рабочей улице, на который выделено 25 миллионов, вопросов нет — это действующая рекреация, где любят отдыхать москвичи. В отличие от Таганской площади, где на территорию менее гектара выделяется 49 миллионов рублей. Это на сквер внутри тяжелой Таганской развязки, вокруг которой постоянное автомобильное движение, где и людей практически не бывает. И на этот клочок земли направлена сумма размером чуть меньше всего муниципального бюджета Таганского района на 2013 год! Я запросил разъяснения о порядке формирования переченя работ и их стоимости. И заместитель руководителя профильного департамента мне ответил, что разработанных проектов благоустройства нет и их никто не составлял.
То есть фактически цена заявлена от фонаря. А ведь согласно госпрограмме города «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 годы» только в этом году на благоустройство 47 скверов внутри Садового кольца выделяется 4 миллиарда рублей! И мне, как москвичу, хотелось бы знать, чем руководствовались, когда на крохотный сквер на Большой Серпуховской выделили 100 миллионов рублей.
Который, кстати, в хорошем состоянии. Или почему парк на Хитровской площади в полгектара получил 150 миллионов, а сквер в Оружейном переулке (гектар!) — 170? Хотите еще? Пушкинский и Новопушкинский скверы в полтора гектара, помимо 100 миллионов по программе озеленения Тверской улицы, получают еще 289 и 237 миллионов соответственно! При этом на Парк в Новых Черемушках в 7 гектаров, который нуждается в ремонте, дано только 11 миллионов.
Поймите, никто не ставит под сомнение необходимость благоустройства скверов. Но как будут учитываться заочные мнения москвичей, когда проекты реконструкции уже представлены, генеральные планы территорий разработаны, а работы и вовсе должны начаться уже 15 апреля?
Участие жителей
Глеб Витков, старший сотрудник высшей школы урбанистики:
— В городе очень многое меняется, он приобретает базовые элементы, которые раньше отсутствовали. И будет очень обидно, если большая работа, которая проводится по паркам, скверам и общественным пространствам, превратится только в битву эстетик и программного наполнения. То есть будет заменен внешний вид и предложен новый формат жизни, но не будет комплексности, которая бы стояла за всей работой. До сих пор многие решения принимаются спонтанно или в авральном режиме, что, безусловно, мешает. Хотелось бы, чтобы работа над тем же будущим мастер-планом не повторяла ошибок НИиПИ Генплана и не была закрытой, чтобы многие элементы, которые только на начальном этапе обсуждаются или планируются, проходили с участием местных жителей. Не сразу, но они включаются в процесс, как только видят, что их мнение кого-то волнует, когда они понимают, что включены в сам процесс проектирования. И тогда они видят связку средств, которые вкладываются в эти проекты, и своего участия.
МОСКВИЧИ ХОТЯТ ВИДЕТЬ ЗЕЛЕНОЙ ГЛАВНУЮ УЛИЦУ СТРАНЫ
Продолжая изучать отношение москвичей к инициативам и программам правительства Москвы по благоустройству и, в частности, по озеленению, мы — в рамках своего очередного исследования — задали посетителям сайта vm.ru вопрос: «Считают ли они Москву зеленым городом» и видят ли связь между благоустройством центра столицы и развитием туристического потока.
Наш партнер, Исследовательский центр портала SuperJob, выяснил отношение экономически активного населения Москвы старше 18 лет (выборка 1500 респондентов) к программе по озеленению Тверской улицы. Опросы проводились 14–19 марта 2013 года. Публикуем их результаты и комментарии участников.
Комментарии, полученные в ходе опроса
— Прекрасная идея! Но нужно озеленять не только Тверскую. Тогда город кардинально изменится, да и люди станут счастливее.
— Почему-то не так давно не было проблемы с посадкой деревьев в грунт. Они прекрасно росли, вокруг были милые чугунные решетки, чтобы не затаптывали землю. Если причина во всякой химии, которую льют на дороги, то что в грунте, что в кадках деревья будут умирать одинаково.
— Во дают ребята — одно дерево у них на 8 миллионов потянуло. Озеленять территорию нашей Родины — только за счет зарплат чиновников.
— Озеленение 70 деревьев на две стороны Тверской — это хоть и хорошо, но малоэффективно. Деревья нужны для эстетики, тени, защиты от пыли и шума. Поэтому деревьев надо в несколько раз больше за счет кустарников.
— Если кто видел внешний вид композиций этих скамеек и тумб — это же привет из 30-х годов! Гранитный мини-мавзолей, прямоугольные формы, плоские скамейки, на них сидеть будет неудобно, без нормальных спинок, к тому же это застуженные почки. Жутко, уныло и некрасиво. Халтура, одним словом.
— Эти деньги больше нужны больным детям. В городе и так немало мест, где можно посидеть на лавочке возле дерева.
— Озеленение — это все полезно для здоровья, красиво для глаз, но парковать машины ни проживающим, ни работающим вблизи Тверской реально негде.
— Берусь за эту сумму выполнить все работы сам, могу предоставить скидку 20 процентов.
— Для озеленения придется посадить деревья не простые, а золотые. А потом задним числом провести слушания, на которых народ в едином порыве подтвердит, что деньги будут потрачены правильно.
— Сама идея, безусловно, хорошая, но хотелось бы увидеть не только сумму в полмиллиарда, а детальный отчет — из чего она сложилась. Понятно, что сменные деревья — это совсем не дешево, но все-таки.