Да будет свет! Подъезды от энергии не отрезали
Сверившись с электронным графиком Мосэнергосбыта, что пестрит зловещими «отключения до полного погашения задолженности», мы спешим в дом в Центральном округе. Восьмиэтажная «коробка» с полуразрушенными фасадами в 10 минутах от станции «Краснопресненская», по адресу: Большой Предтеченский переулок, дом 21.
Заходим в дверь и попадаем в залитый холодным электрическим светом подъезд. По графику здесь должно быть темно вот уже как полтора часа. Но лифт приветливо подмигивает кнопкой — приглашает прокатиться.
Пятый этаж. Дверь открывает бодрый Павел Иванов.
— Ничего не отключали у нас, — он щелкает белым выключателем в прихожей. — Да и объявлений никаких нет. Может, света нет в каких-то закрытых помещениях, они с другой стороны дома.
Отправляемся в ту самую «Управляющую компанию Пресненского района», что во дворе.
Встречают нас не слишком радушно, но приглашают внутрь. Лампочки и светильники в комнатках исправно горят. Открываем кабинет — стол, заваленный бумагами, шкаф, телевизор. На самой верхней полке — клетка с разноцветным попугаем.
За столом — главный инженер участка № 9 Роман Власков.
— Какие отключения, задолженности? — удивляется он. — Это незаконно, нам бы пришли уведомления о неуплате, а их нет. Мосэнергосбыт мог бы сам приехать и вырубить свет, но все работает.
Недоумеваем. Целых 709 555 рублей недоплатила компания! Об этом черным по белому вполне недвусмысленно сообщает на своем сайте Мосэнергосбыт.
— Если бы это было правдой, то завели бы судебное дело, — аргументирует главный инженер.
В доме сейчас капремонт, и оставлять его без электроэнергии, очевидно, не лучший вариант… Даже в воспитательных целях. Покидаем загадочную многоэтажку в центре.
Оборачиваемся напоследок — окошки, словно огромные светлячки, горят в шахматном порядке.
Немного света на ситуацию пролил начальник службы корпоративных коммуникаций Мосэнергосбыта Вадим Надточиев: за ограничение потребления энергии отвечает представитель управляющей компании под строгим надзором инспектора. А если в подъезде домадолжника «все горит», то, возможно, компания уже погасила долг.
— Не исключено, что жители могли и не заметить, что не работал домофон, лифт, не горела лампочка, — отметил он. — Важно, что руководство и бухгалтерия компании в курсе долга. Но мы всегда готовы идти навстречу, подписываем соглашения о рассрочке долга, если должник проявляет инициативу.
Кстати, пожаловаться на управляющую компанию можно в Мосжил инспекцию, которая контролирует их деятельность.
— Залог стабильных и неконфликтных отношений между управляющей организацией и жильцами — утвержденный договор управления, — рассказали «ВМ» в пресс-службе Мосжилинспекции. — А лицензирование управляющих организаций — инструмент регулирования их деятельности.
Час пути, и мы на проспекте Вернадского, 42, корпус 1. Нежилые помещения этого дома по предписанию Мосэнергосбыта сегодня тоже должны были лишить света.
Около подъездов бежевой новостройки разбиты клумбы, на лавочке под зонтами перешептываются старушки.
— Дочурка, свет есть, — улыбается уголками губ Татьяна Митрофановна. — У нас только первый этаж пустует, там всегда темно.
Действительно, стеклянные окна первого этажа с внешней стороны плотно завешены. Жизни за ними нет, двери опечатаны. Но за дверью главного подъезда — яркий свет. Мы идем на него, как мотыльки: звоним в новехонький домофон, открываем стеклянную дверь и оказываемся перед охранником.
Он смотрит на мониторы.
— Видите, как много у меня техники? Я как программист, — шутит Сергей Чучкалов. — О графике отключения не слышал, но жителей в обиду не дам. Я бы еще больше лампочек повесил, чтобы каждый уголок видеть! За нежилые помещения он ответственности не несет.
— Та территория живет своей жизнью, — рассуждает охранник. — Так что там пусть и отключают.
Главное, в подъезде светлым-светло, считают и жители, и охранник.
Кстати, всего в список отключения попали 93 дома. Полный список опубликован на сайте www. mosenergosbyt.ru.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Антон Морозов, координатор проекта "Школа грамотного потребителя" по САО:
— Если человек упал и сломал себе руку или ногу из-за того, что в его подъезде нет света, он должен вызвать скорую, полицию, которая зафиксирует случай. Потом он должен собрать справки, оформить претензию или в управляющую компанию, или в суд. Важно, чтобы то, как вы сломали ногу, могли подтвердить свидетели. Кстати, в местах общего пользования электро энергия оплачивается из общего котла. Так что там его отключить не могут. Но если это все-таки случилось, жильцы имеют право подать в суд на управляющую компанию или написать им претензию, оформить жалобу в Мосэнергосбыт.
Александр Толмачев, председатель комиссии по законодательству Союза юристов:
— Сегодня многоквартирным домом могут управлять сами горожане, и если они хотят делать это профессионально, то должны обратиться к экспертам, чтобы подписать договоры с управляющей организацией. Очень важно, что юридическое лицо «Товарищество собственников жилья» не может обанкротиться, организация получает деньги самих собственников.
То есть важно, чтобы сами люди исправно платили. Бывает, что жители платят, а финансы не доходят до ресурсников. Чтобы обезопасить себя на сто процентов, москвичи должны искать спасения в самоуправлении.