Золото манит нас. Как корреспонденты «ВМ» золото в Подмосковных реках мыли

Город
Старинный отцовский чемодан хранит в себе много тайн. Техническая литература, приемник, стопка пожелтевших снимков. В блокноте нахожу туристические схемы столичных и подмосковных рек. Рядом с речкой Сосенкой знак в красном кружочке - «Au». Неужели отец в 50-х нашел там золото?

Отцовский дневник

Наконец-то решил разобрать отцовский архив. Это старый коричневый чемодан, в который корреспондент «ВМ» не заглядывал 20 лет.

Наследство оказалось небогатым. В основном - техническая литература по промышленному газовому оборудованию. Журнал «Октябрь» за 1969 год. Приемник «Альпинист». Фотоаппарат «Смена-8М». Пачка пожелтевших фотографий. Толстый блокнот, исписанный мелким почерком с туристскими схемами Подмосковных рек... Истра, Сестра, Поля, Яхрома...

Схемы рек были нарисованы цветными карандашами с описанием: «заброска» с расписанием электричек и автобусов. Населенные пункты, где можно прикупить харчей, сдать пустые бутылки, выловленные из русла реки, и прочая «полезная информация» середины 50-х годов прошлого столетия.

Андрей Федоров ищет золото в реке Сосенка на территории Новой Москвы. / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Река Сосенка.

В красном кружке значок «Au». В периодической таблице Менделеева означает «золото».

Неужели отец в середине 50-х годов на этой речке, которая протекает в сегодняшней черте города, нашел «презренный металл»?

Смок и Малыш

Чтобы проверить так ли это, понадобилось совсем немногое. Зимний охотничий комбинезон. Болотные сапоги. Неопреновые перчатки, дабы не отморозить руки в ледяной воде, и сито для муки. Но главное - верный, проверенный друг, готовый на подобные безрассудства.

- Если найдем золото, организуем поселок «Тру-Ля-ля», - шутит мой друг Сергей Шахиджанян.

Я, Смок.

А я Малыш.

Вот и познакомились.

Андрей Федоров ищет золото в реке Сосенка на территории Новой Москвы. / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Сергей напевает: «Вновь, вновь золото манит нас! Как всегда обманет нас»!

Спуск с горки. Указатель: «р. Сосенка». Останавливаемся. Крутой спуск с моста. Снег. Под ним лед. Осторожно спускаемся к реке.

«Жик-тык-тык-тык» - недовольно, хлопая крыльями, взлетает из береговой крепи селезень, когда мы начали спускаться к реке.

- Вот здесь на схеме у отца обозначено «золото». Под мостом или рядом нужно мыть, - говорю сам себе, доставая из рюкзака сито для муки.

Сергей бродит вдоль заснеженного берега. Разводит костерок. Тихо. Покойно.

- Кар-кар-кар, - «Ходють, тут всякие! Снег по чем, зря топчуть». Недовольно кричит ворона, срывается с заснеженной ветки старой ивы, уснувшей над рекой.

В сите ничего примечательного. Хотя обкатанного за тысячи лет камушков красного и серого гранита пруд пруди.

- Где золото предка? – вопрошает язвительно Сергей.

- Нету. Один только камушек, похожий на гранат намыл.

- Сколько стоит? – вопрошает Сергей-Малыш, рассматривая бледно-розовый камушек на свет.

- Да, копейки. Можно сказать ничего.

Сергей выкидывает находку в воду.

- Ну, рублей 300-350, - уточняю, когда от упавшей, в реку находки идет скромный водяной кружок.

- А-а-а...так что же ты раньше не сказал!

- Да, ладно тебе. Может и не гранат вовсе. Так, стекляшка, обкатанная водой.

Пьем чай с шиповником и едем домой. Золота не нашли, и слава богу.

Спуск с горки. Указатель: «р.Сосенка». Останавливаемся. Крутой спуск с моста. Снег. Под ним лед. Осторожно спускаемся к реке. / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

А было ли золото?

Если верить историческим справочникам, во времена Ивана III в Московии за год на речках и ручьях намывали до 300 пудов золота. Из него якобы даже монету чеканили.

А в конце XIX века в Первопрестольной началась настоящая золотая лихорадка. По Москве ходили слухи, что некий крестьянин на севере области в реке Икша нашел «вот, такенский» самородок, который у него купил какой-то купчишка. Тут же в кабаках звероватого вида мужики стали предлагать купить подпитой публике карты «верных мест», где можно недалеко от Москвы намыть золотишка. Так ли это было на самом деле?

В Москве золото есть!

Корреспондент «ВМ» связался со своим старым знакомым Валерием Киселевым. Валерий - геолог по образованию, который в свое время занимался именно разведкой полезных ископаемых в СССР.

В свое время, будучи студентом ныне Российского Государственного геологоразведовочного университета им. Орджоникидзе, Киселев пытался выяснить, есть ли золотоносные жилы в Подмосковье. Объездил множество рек. Собирал образцы минералов, сопутствующие золотоносным жилам. Золото в Подмосковных реках действительно есть. Исследования показали, что в одной тонне грунта содержится в среднем 1 миллиграмм золота. Невооруженным глазом эту песчинку даже невозможно увидеть. Только в микроскоп. Для того, чтобы добыча золото была рентабельной, в тонне грунта должно содержаться не менее 7 миллиграммов золота. Так что все байки, что когда-то в Московии добывались сотни пудов золота, не имеют под собой никакой почвы.

Тем не менее на севере Москвы, в районе Дмитровско-Клинской гряды можно обнаружить полудрагоценные минералы: бирюза, агат, гранат, малахит, лазурит и другие. Сюда их притащил ледник около 70 тысяч лет назад. Но их концентрация настолько мала, что о промышленных разработках нет смысла говорить.

amp-next-page separator