Мэр Москвы Сергей Собянин (в центре) вместе с горожанами осмотрели народный парк «Соловьиная роща». Показывал благоустройство заммэра Москвы Петр Бирюков (справа) / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

Команда Сергея Собянина реализует в столице крупнейшие программы

Город
21 октября исполнилось восемь лет с того момента, как мэром Москвы был назначен Сергей Собянин. С тех пор в городе произошло огромное количество изменений. Все перемены перечислить невозможно. Однако корреспонденты «ВМ» постарались выбрать восемь самых главных дел Сергея Собянина за прошедшую восьмилетку.

Дело № 1.

Реновация Программа реновации жилищного фонда Москвы — беспрецедентный пример самой масштабной в стране трансформации городской среды. Утверждена в прошлом году. В этом — начались первые переселения. «Пионерами» стали жители двух пятиэтажек на улице Константина Федина. Все они получили новые квартиры в доме на 5-й Парковой улице, расположенном буквально в 200 метрах от старых. Это обязательное условие программы — переселять граждан в границах района проживания. Уровень отделки квартир в новых домах соответствует жилью комфорткласса — это еще одно обязательное условие программы.

— Сегодня проектируется более 140 «стартовых» домов площадью 1,6 миллиона квадратных метров. Введены в эксплуатацию 34 дома, — рассказал руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Левкин. — Сейчас в 12 новостроек переселяются около 2,7 тысячи человек из 15 старых домов. Помимо этого, существует адресный список стартовых площадок, в который в настоящее время входит 256 объектов. Перечень регулярно пополняется, в том числе благодаря предложениям самих горожан.

Программа по расселению ветхих пятиэтажных домов реализовывалась в Москве и ранее. Но программу реновации нельзя рассматривать только в разрезе переселения граждан из одного дома в другой. Реновация — это изменение облика пятиэтажных кварталов, создание нового градостроительного подхода к созданию инфраструктуры. Для поиска такого подхода был организован архитектурный конкурс, в рамках которого отечественные и зарубежные архитекторы предложили собственное видение преображения пяти экспериментальных районов: Царицыно, Проспект Вернадского, Головинский, Хорошево-Мневники и Кузьминки. Победители конкурса определились и уже участвуют в разработке конкретного проекта по реновации данных территорий.

Дело № 2.

Здравоохранение Долгое время поход в поликлинику ассоциировался с бесконечными очередями: сначала в регистратуру, потом к терапевту, потом к узкому специалисту, который в этот день, скорее всего, уже не принимает. Современная молодежь такого, возможно, и не помнит: в те времена они были еще детьми и в поликлинику ходили в сопровождении родителей. Сегодня все гораздо проще: хочешь — записывайся на прием в интернете, хочешь — по телефону или у информационной стойки, заменившей традиционную советскую регистратуру. Это один из пунктов стандарта московской поликлиники.

— В коридоре у кабинета врача человек не должен ждать более 20 минут. Сейчас время ожидания — 10–15 минут максимум, — отметил министр правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения Алексей Хрипун. — Половина пациентов и вовсе заходят в кабинет раньше назначенного времени.

Стандарт поликлинического медобслуживания создан на основе пожеланий граждан, высказанных в 2014 году в рамках краудсорсингового проекта «Моя поликлиника».

Созданы инфарктная и инсультная сети.

— В инфарктную сеть входят 29 сосудистых отделений в наших ведущих многопрофильных стационарах. Созданная сеть предусматривает быстрый приезд бригады скорой помощи. Диспетчеры центральной станции скорой помощи прошли обучение и по двум-трем фразам могут заподозрить инфаркт или инсульт. По статистике прошлого года, бригаде требовалось меньше 12 минут, чтобы приехать к пациенту, — рассказал Алексей Хрипун.

Диспетчерская направляет бригаду в то отделение, где есть свободная операционная. Туда и везут пациента, чтобы как можно быстрее провести все необходимые мероприятия и попасть в «золотое окно» — уложиться во время, за которое человеку еще можно спасти жизнь. Как итог — снижение смертельных случаев инфаркта в три раза и летальности от инсульта — вдвое.

Если раньше за высокотехнологичной медицинской помощью (ВМП) приходилось ездить за рубеж, то сегодня ее объемы в Москве выросли в 4 раза, а финансирование — в 5 раз.

— Организация ВМП — одно из приоритетных направлений. В перечень входит почти 1500 методов лечения, которые выполняются в 48 московских стационарах,— отметил Хрипун. В столичном здравоохранении трудятся лучшие врачи страны. Но даже из них можно выделить самых выдающихся профессионалов. Такие специалисты получают статус «Московский врач». Претенденту на почетное звание и прибавку к зарплате в 15 тысяч рублей нужно пройти тестирование из трех тысяч вопросов, проверку практических навыков, включающую порядка 300 манипуляций, предоставить портфолио и пройти собеседование с комиссией.

Дело № 3.

Образование Образование в столице за последние годы сделало колоссальный рывок. Еще в 2010 году мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о недопустимости существования элитных школ. Раньше в столице были общеобразовательные учреждения, в которых был разный уровень финансирования и преподавания. В школы, где платили больше, шли хорошие педагоги, в остальных учителя получали маленькие зарплаты, и особого стимула у них не было. Уже в 2014 году была инициирована масштабная реформа образования в Москве. В итоге все школы получили равные возможности финансирования, поскольку деньги теперь выделяются с учетом количества учеников. Таким образом, школы получили равные возможности для развития талантов каждого ребенка.

— Самое важное, что произошло за эти годы в московской системе образования,— ребенок и его интересы стали действительно ключевым ориентиром системы. Именно благодаря этой фокусировке город смог выстроить по-настоящему высококачественное, вариативное и доступное образование, используя понятные и эффективные механизмы: прозрачное формульное личностно ориентированное финансирование, открытость системы, публичную аттестацию директоров, — считает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.

Еще один масштабный проект — «Московская электронная школа»(МЭШ). МЭШ действительно кардинально изменила жизнь школ. Педагогам и, самое главное, ученикам стало интереснее на уроках. Опыт Москвы даже решили распространить в другие регионы, создав «Российскую электронную школу».

Особое внимание стали уделять предпрофессиональному образованию. Два года назад Сергей Собянин инициировал проект, в рамках которого появились инженерные, академические, медицинские, а также кадетские классы. Теперь дети, еще учась в школе, могут попробовать себя в различных профессиях.

— В городе создаются условия для того, чтобы каждый ребенок получил возможность раскрыть и развить свои разнообразные таланты, стал бы конкурентоспособным при продолжении своего образования. А это очень большое достижение, потому что неталантливых людей не существует, — добавил Новокрещенов.

Зарплаты педагогов значительно выросли за эти годы.

Дело № 4.

Социальная поддержка В столице проживают порядка трех миллионов пенсионеров и более 130 тысяч многодетных семей, воспитывающих около 330 тысяч детей. По словам начальника управления социальной защиты Юго-Восточного округа Ольги Корчагиной, социальная сфера на протяжении многих лет является главным приоритетом городского правительства.

— Одно из важных, на мой взгляд, изменений — введение льготного проезда на транспорте для всех пенсионеров, многодетных семей, ветеранов, — говорит она. — Раньше такое право было только у отдельных категорий горожан.

Значительно выросли все выплаты и доплаты для льготных категорий горожан. С этого года на 21 процент увеличился городской социальный стандарт социального дохода для неработающих пенсионеров. Таким образом доплата составила 17,5 тысячи рублей.

— Региональные выплаты к пенсиям увеличились почти у 1,5 миллиона москвичей, — отметила Корчагина.

Более того, с 1 августа 2018 года ряду льготных категорий жителей стал доступен бесплатный проезд на пригородных электричках. Ольга Корчагина отметила, что увеличилось и количество путевок на санаторно-курортное лечение. Больше детей получили возможность бесплатно отдыхать в летних лагерях.

Проект «Московское долголетие» расширил возможности для самореализации тысяч пенсионеров, которые теперь могут бесплатно посещать различные занятия, кружки. А проект «Серебряный университет» еще и помогает людям старшего возраста освоить новую профессию или научиться чему-то полезному. Все это совершенно бесплатно. О том, что проект востребован, говорит как минимум количество его участников — уже более 130 тысяч человек. Уделяют внимание и молодым семьям столицы. С 1 января 2018 года всем новорожденным в Москве выдают специальные коробки, в которых собраны все необходимые на первое время вещи. Причем саму коробку можно первое время использовать как кроватку. Это помогает молодым родителям значительно сэкономить деньги.

Дело № 5.

Транспорт Разгрузить движение на дорогах Москвы позволило как строительство новых трасс, эстакад и развязок, так и развитие общественного транспорта. Знаковым событием стал запуск осенью 2016 года Московского центрального кольца. Большинство станций соединены переходами с метрополитеном, а также с остановками общественного транспорта. В планах — запуск нового проекта Московских центральных диаметров. Они позволят связать столицу и область, сократив время в пути в несколько раз. Запустить два первых диаметра планируется уже в 2019 году. Оплатить проезд можно будет с помощью карты «Тройка». В кассах метро ее стали продавать с марта 2013 года. За это время владельцами «Тройки» стали свыше 2,5 миллиона пассажиров. С помощью карты сегодня можно оплатить проезд в любом виде городского общественного транспорта, включая аренду велосипедов.

— Поездки по городу становятся все более комфортными, а сам транспорт — максимально безопасным, — отмечает эксперт по транспорту Аркадий Гершман. — У личного автомобиля появилось множество альтернатив.

Обратил внимание эксперт и на то, что выросла скорость движения по городу. Это стало возможно в том числе благодаря введению выделенных полос. Парк подвижного состава значительно обновился за последние восемь лет. Сегодня горожан перевозят более 200 низкопольных трамваев «Витязь-М», оснащенных системой климат-контроля, информационными табло, зарядками для мобильных устройств. В начале сентября на маршруты вышли первые электробусы. До конца года город закупит 100 единиц этого экологичного вида транспорта. Обновление коснулось и подвижного состава метро, где запущено уже 79 инновационных поездов «Москва».

Дело № 6.

Многофункциональный центр Изменить неповоротливую бюрократическую систему предоставления госуслуг сложно, но возможно. Если раньше для получения выписки, справки или оформления важного документа нужно было пройти несколько кругов ада, включая бесконечные очереди у кабинетов чиновников, которые принимали население строго в определенные дни и часы, то сейчас достаточно обратиться в один из центров госуслуг «Мои документы». Они есть в каждом районе столицы и, что немаловажно, открыты семь дней в неделю. Обычные центры работают с 8:00 до 20:00, флагманские — с 10:00 до 22:00. Москвичу остается только выбрать удобное время. Офисы работают без перерывов на обед. Центры «Мои документы» предоставляют более 170 госуслуг. Причем 98 процентов из них можно получить без привязки к месту прописки. Кроме того, есть возможность написать одно заявление на оформление сразу нескольких документов.

— Молодым людям очень нравится, что у нас в центрах свободный Wi-Fi, говорят, очень удобно, — поделилась отзывами посетителей руководитель офиса «Мои документы» района Крылатское Анастасия Шантурова.

В столичных центрах «Мои документы» практически нет очередей. Время ожидания в среднем составляет около трех минут.

Дело № 7.

Благоприятный инвестиционный климат Настроить инвесторов вкладывать средства в развитие мегаполиса — еще одна задача, которая за последние годы была успешно решена. В городе созданы условия, чтобы предприниматели запускали крупные проекты, реализовывали свой потенциал, а столица получала развитую инфраструктуру, не привлекая на эти проекты бюджетные средства. Выигрывают и москвичи, у которых появляются новые места для интересного и разнообразного досуга. Город, в свою очередь, создает отличную почву для реализации проектов на местах: совершенствует транспортную и инженерную инфраструктуру, вкладывается в создание новых станций метро, удобных дорожных развязок, обновление подземных коммуникаций.

— Мобильность и комфорт передвижения относятся к одним из решающих критериев выбора гражданами того или иного места жительства. Неоспоримым является тот факт, что появление в новых районах станций метро приводит к оживлению торговли, ускорению строительства, образованию социально-культурных объектов. Можно сказать, что развитие мегаполиса — это правило «трех И»: инфраструктура, инфраструктура и еще раз инфраструктура. Только инфраструктура может привести к нормальному, комфортному, гармоничному развитию города, в том числе к привлечению инвестиций, — приводит пример интереса застройщиков к обустроенным районам Степан Орлов, депутат Московской городской думы, председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике.

Дело № 8.

Благоустройство Город за восемь лет стал одним большим общественным пространством, комфортным для москвичей. С 2010 по 2017 год в столице благоустроили 550 парков и зеленых территорий. С 2011 года власти привели в порядок более 21 тысячи дворов. Во многом благодаря этому количество парковочных мест выросло в 3 раза, с 298 тысяч в 2010 году до 940 тысяч в 2018-м. В столичных дворах обустроили более 17 тысяч детских площадок, почти 4,5 тысячи спортивных комплексов, 3,5 тысячи комплексов для занятий воркаутом. В городе прошло комплексное благоустройство 327 улиц и площадей общей площадью 1,8 тысячи гектаров, а также высажено свыше 12,5 тысячи крупномерных деревьев. Особенно знаковым для города стало благоустройство Садового кольца, Тверской улицы и площади Тверская Застава в рамках программы «Моя улица». Высажено в общей сложности почти 524 тысячи деревьев и 4,3 тысячи кустарников. Только в рамках акции «Миллион деревьев» высажено более 90 тысяч деревьев с 2013 года. В городе удалось выстроить баланс между автомобилями и пешеходами. Программа «Моя улица» в первую очередь касалась не дизайна, а именно минимизации автомобилей. Многие улицы стали полностью пешеходными.

— Качество общественных пространств является конкурентным преимуществом города, поэтому очень хорошо, что в правительстве Москвы это понимают и делают все, чтобы это преимущество реализовать, — рассказал архитектор и урбанист Рубен Аракелян.

amp-next-page separator