Избавиться полностью от недобросовестных таксистов, наверное, нельзя. Но можно их быстро выявить, что и делают компании и агрегаторы. На фото: москвичка Надежда Егорова ловит такси у площади трех вокзалов / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Шеф, трогай: история и реальность столичного такси

Город

22 марта отмечается Международный день такси. В столице подведены итоги развития этой отрасли за минувшее десятилетие. О плюсах и минусах современного московского такси — в материале «ВМ».

Московское такси имеет длинную и славную историю, начавшуюся еще в дореволюционные времена.

— Первые такси в столице появились в 1907 году, — рассказал историк и публицист Владимир Сидоров. — И через десятилетие, к Революции, в Москве уже было порядка трехсот автоизвозчиков. Но все это были «частники». Первые таксопарки с четким порядком работы были образованы уже при советской власти — в 20-е годы прошлого века. Пик популярности такси в Москве пришелся на 1960-70-е годы, и особым шиком именно столичных извозчиков считались, во-первых, их интеллигентность и способность говорить «по душам» с любым клиентом, а во-вторых, отменное знание города. Таксисты той поры могли бы работать экскурсоводами, — отметил Сидоров.

В переломных девяностых годах весь шик московского такси оказался утерянным: извоз опять вернулся в частные руки, а «таксовали» в основном приезжие, плохо знавшие город. Именно тогда расхожей в народе стала фраза: «А дорогу подскажешь?».

В 2010 году отрасль с подачи городских властей начала меняться. Был создан единый стандарт такси, который сейчас обязателен для всех компаний, работающих на обслуживание пассажиров. Были внедрены технологические новшества — мобильные приложения, позволяющие быстро обрабатывать заявки и передавать их ближайшим к пассажиру водителям, выбирать оптимальные пути поездки. Таксистам разрешили ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. В результате время подачи машины по заявке теперь составляет всего лишь 5–10 минут, а в центре города и того меньше. Среднее время поездок на такси сократилось с 26 до 20 минут. Появилась серьезная конкуренция среди операторов извоза, что привело к снижению цен на услуги в отрасли. Это, конечно, выгодно пассажирам. Как следствие — сейчас столица переживает новый «бум такси», популярность этого вида транспорта серьезно выросла: в 2010 году такими услугами пользовались примерно 45 тысяч человек в сутки, а сейчас — порядка 900 тысяч.

Таким образом предлагается решить проблему нарушения таксистами режима труда и отдыха / Фото: АНОСОВ МАКСИМ

При этом сами таксисты не всегда разделяют энтузиазм по поводу состояния службы такси в городе. Главный повод для недовольства среди водителей — высокий процент отчислений фирмам-операторам такси.

— Работать бывает накладно, бензин оплачиваю я из своих денег, — рассказал водитель такси Николай Кручко. — И еще до 40 процентов приходится организации отдавать...

— Я работаю на автомобиле из парка службы такси. При оформлении ставки 50 на 50, когда половина выручки уходит компании, план выполнения за 12 часов — 7 тысяч рублей. В среднем я закрываю норму за восемь часов, зарабатывая при этом минимум 8 тысяч. Соответственно, за вычетом приблизительно тысячи рублей на бензин в сухом остатке водителю остается 3000 рублей за смену. — отметил водитель столичного такси Евгений Иванов. — Обслуживание машины при этом оплачивает парк, за исключением случаев, когда водитель является виновником ДТП. При аренде автомобиля с выкупом или автолизинга, сотрудникам, конечно, приходится сложнее.

Однако столичные власти нашли способ и здесь «подсластить пилюлю»: в городе разработана и успешно действует система легализации частного извоза, при котором водитель может работать в одиночку, без привязки к компании-оператору. Сейчас в Москве трудятся около трех тысяч индивидуальных предпринимателей-таксистов (из общего количества в 48 тысяч).

amp-next-page separator