Некачественным продуктам питания дадут решительный отпор
Отправной точкой разговора стали недавние мясо-рыбные скандалы, когда выяснялось, что «стопроцентная говядина» по всем параметрам соответствует «стопроцентной конине», а вместо деликатесной трески в упаковке мороженой рыбы «плавает» низкосортный минтай. Почему же в городе, где работает жесточайший (как заявляют его руководители) ветеринарный контроль стали возможны такого рода инциденты?
- Нет в мире ни одной страны, где кто-то придумал систему контроля пищевой продукции, которая давала бы 100-процентную надежность, — признался Николай Власов — заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. - Основной причиной такой пересортицы является то, что продукт очень сложный и имеет несколько тысяч показателей, а всех их проконтролировать невозможно.
Архаичная система оформления ветеринарных сопроводительных документов обходится национальному бизнесу ежегодно в 30 миллиардов рублей непроизводственных расходов. Совокупно эти расходы одной компании измеряются в год: для крупных переработчиков до нескольких десятков миллионов рублей; для средних - 5-10 миллионов. Для крупных вертикально-интегрированных холдингов в секторе свиноводства около 100 миллионов рублей. Для крупных розничных сетей около 500 миллионов рублей. В секторе свиноводства около 100 миллионов рублей. Воистину «золотые» бумажки. Сейчас все ветеринарные службы мира работают по одному и тому же принципу, пояснил Николай Анатольевич, — разрабатывают некую систему мер, которая позволяет снизить риск до определенного уровня.
Оценивая систему ветеринарного контроля, существовавшую в советские времена, и нынешнюю, Власов подчеркнул, что в те времена структура производства была другая. Все производство было под непосредственным государственным контролем и степень защищенности общества была гораздо выше, чем сейчас. Из-за того, что производителей стало больше, их намного тяжелее контролировать. Но, тем не менее, подчеркнул чиновник, делать это необходимо.
- Разумеется, государственный контроль нужен. Однако мы настаиваем на том, что этот контроль не должен быть тотальным, а был на границе, где производитель предъявляет сертификат о том, откуда данная продукция. Мы считаем, что давно пора перейти к электронному виду контроля и перевести его на бесплатную основу», — заявила свое мнение Елена Рыбаченко, заместитель начальника управления контроля.
Однако, по мнению экспертов, контроль на границе совершенно невозможен и это «заведомо порочный путь». Но все участники сошлись в едином мнении о необходимости электронной сертификации. «100 процентов защиты она не даст, но сможет существенно сократить риск. Очень часто мы едим наименование, а не сам продукт», — отметил Сергей Гудков, исполнительный директор «Рыбного союза».
Участникам пресс-конференции продемонстрировали удобство электронной сертификации продуктов. С помощью планшетов, смартфонов и специальной общедоступной программы стало возможно просканировать код на упаковке продукта и, получив ссылку на интернет-ресурс, увидеть основные сведения: что за продукт, где он получен, переработан, его объем, дата выработки, срок годности и так далее. «Благодаря этой программе, заверили москвичей организаторы встречи, покупатель сможет проверить продукт сам и хоть частично обезопасить себя». И на том спасибо.
Цифра дня
Ежегодно около 32 тысяч россиян оформляют более 50 миллионов ветеринарных сертификатов.
Что делать?
Чтобы повысить безопасность продуктов питания для потребителей и снизить издержки бизнеса необходимо:
1. Отказаться от платы за оформление ветеринарных сертификатов. Пока не уберем бизнес-процесс, качество надзора и контроля не повысится, так как ветеринары будут отвлечены от прямых обязанностей.
2. Максимально использовать в государственном надзоре современные информационные технологии. Для этого необходимо осуществить переход на оформление документов в электронном виде. Такие системы уже есть и главное, что есть целый ряд поручений руководства правительства. Осталось их выполнить.
3. Установить единые тарифы на государственные ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями субъектов Российской Федерации, или разработать обязательную для применения всеми регионами России методику формирования тарифов с установлением их предельного размера.