Сергей Собянин: Сохраняя сложившиеся жилые районы, стремимся сделать их более удобными
Градоначальник начал с рассказа о проектах, реализованных в текущем году. В частности, о создании десятков новых парков, десятков километров новых улиц (как в центре, так и на периферии), о конкурсе на создание парка в Зарядье.
Также мэр отметил, что, несмотря на негативные явления в мировой экономике, Москва подтвердила свою привлекательность для инвесторов.
- Общий объем инвестиций в экономику города по итогам года составит около 35 миллиардов долларов, - подчеркнул градоначальник, добавив, что объем инвестиций превышает докризисный уровень.
Кроме того, была завершена ревизия большинства градостроительных проектов, в результате чего город отказался от строительства 25 миллионов квадратных метров недвижимости. Градоначальник добавил, что реализация этих проектов значительно ухудшила бы городскую среду.
Эта мера не повлияла на объем привлеченных инвестиций и ввод недвижимости, в столице реализуются другие проекты, более нужные городу.
Мэр рассказал о привлечении инвестиций в сохранение исторического наследия в ходе реализации программы "1 рубль за 1 квадратный", в рамках которой арендаторы за свой счет реставрируют старинные здания, а затем арендуют их по цене работ за метр.
- Двадцать таких проектов уже запущено, - добавил Сергей Собянин.
Говоря о присоединенных территориях, Сергей Собянин отметил, что новые округа на десятилетия вперед стали площадкой для интенсивного освоения.
Сегодня порядка 80 процентов всех городских ресурсов направляется на проекты, нацеленные на улучшение качества жизни, в том числе, на периферии.
- Мы практически прекратили там уплотнительную застройку, но продолжаем возводить необходимые для жителей объекты, которые не ухудшают, а улучшают городскую среду, - подчеркнул Сергей Собянин. - Мы сохраняем сложившиеся жилые районы, но стремимся их сделать более удобными для горожан. Прежде всего, жители ждут от властей решения транспортных проблем.
В Москве по-прежнему существует большое количество районов, слабо обеспеченных в транспортном отношении. Чтобы решить проблему, столичное правительство запустило одну из крупнейших в мире программ развития общественного транспорта. И если в прошедшие годы основное внимание уделялось проектированию, то сегодня начинается активное строительство. В частности, в течение года будет построено 12 километров метро, уже проложено 72 километра новых дорог и возведено 14 крупных транспортных сооружений (эстакад, путепроводов и т.п.), завершена реконструкция пяти вылетных магистралей. В стадии строительства - более 30 станций метро, которые существенно улучшат транспортное обеспеченность многих районов севера, юго-востока и юго-запада столицы. Кроме того, идет строительство МКЖД и Третьего пересадочного контура метро.
Еще один крупный метропроект - инвестиционный: в ближайшее время будет объявлен конкурс на закупку 900 вагонов метро.
- Победитель получит право поставить эти вагоны, а затем обеспечивать их эксплуатацию в течение 30 лет, - рассказал мэр. - Это выгодно и метрополитену, который сэкономит 20% расходов, и производителю, который получает долгосрочный контракт.
Всего по контрактам жизненного цикла метрополитен планирует закупить около 3000 современных вагонов. К участию приглашены все ведущие мировые производители.
Помимо строительства дорог, создается система видеофиксации нарушений, благодаря которой на дорогах уже стало больше порядка, снизился уровень смертности и травматизм.К участию в дорожном строительстве приглашаются и инвесторы: именно они должны будут построить платный северный дублер Кутузовского проспекта.
Задача обеспечения единства стандартов для всех частей города решается в областях образования и здравоохранения. Важнейшей частью реформы системы столичного образования стало выравнивание его качества во всех районах города. Если раньше уровень различных школ города очень разливался (как по финансированию, так и по укомплектованности оборудованием и применяемым технологиям обучения), то сегодня, по словам мэра, три четверти московских школ дают добротное образование.
В области здравоохранения также стояла задача выравнивания доступности и повышения качества медицинской техники, поэтому за последние годы все медучреждения города были переоснащены, ведется строительство поликлиник в тех районах города, где их не хватает.
- Городские больницы получили много нового оборудования и сегодня имеют гораздо больше возможностей для оказания современной медицинской помощи, - рассказал мэр. - Речь идет не только о знаковых больницах, но и, практически, обо всей стационарной сети города.
Кроме того, градоначальник рассказал о проекте реорганизации промзон и других нерационально используемых территорий, которые до сих пор занимают значительные территории в городе. По словам Сергея Собянина, это огромный резерв развития городской периферии на ближайшие десятилетия. Уже сегодня приняты градостроительные решения по 14 промзонам, а в следующем году начинается реорганизация промзоны ЗИЛ.
- Это огромная территория 378 гектаров в излучине Москвы-реки, где планируется построить новый городской район с числом жителей более 30 тысяч с 45 тысячами новых рабочих мест, рассказал Сергей Собянин, добавив, что освоение территории ЗИЛа также будет вестись на основе государственно-частного партнерства, город обеспечит развитие транспортной инфраструктуры, а площадка под жилую и деловую застройку будет разыграна на аукционе. В проект планируется вложить 10-12 млрд долларов, его реализация будет происходить в течение 10-15 лет.
Еще один серьезный городской проект - создание крупных логистических центров поставок продовольствия.
- Эти центры призваны заменить устаревшие плодоовощные базы, которые давно не соответствуют никаким стандартам, - пояснил градоначальник. - Москва ежегодно потребляет более 12 миллионов тонн продовольствия, поэтому инвестиции в логистику этих огромных товарных потоков будут иметь гарантированную окупаемость.
Другой крупный проект - обустройство транспортно-пересадочных узлов, в этом году в плоскостном, в следующем - в капитальном исполнении.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКомфортная периферия. Управленцы обсудили развитие спальных районов
5 декабря ведущие мировые градостроители, архитекторы и сити-менеджеры собрались в «Манеже», где стартовал III Московский урбанистический форум. Он посвящен развитию периферии города.Форум собрал более трех тысяч делегатов из разных стран, которые встретились, чтобы обсудить, как развивать периферийные районы города.
Открыл форум мэр Москвы Сергей Собянин.
— Сегодняшняя тема нашего форума — городские периферии и их развитие, чрезвычайно актуальна и для нашего города, — обратился градоначальник к участникам. — Большая часть москвичей проживает в так называемых спальных районах. И мы должны сделать все, чтобы они чувствовали себя в этих районах комфортно. Помимо развития городской периферии предстоит обсудить еще много насущных и интересных тем развития города. (подробнее)