Здесь был Аполлон. Его вдохновляли музы
Морозный день. Рабочий. В 11 утра на Большой Никитской пешеходов мало. А те, что здесь, лишь краем глаза успевают зацепить большие желтые ворота. Зато старожилы помнят, что среди мелькающих тут и там контор, отделений банков есть уголок для «Геликон-оперы», московского музыкального театра. А, случись худшее, могло театра и не быть. Артистов обещали выселить, само здание, усадьбу Шаховских-Глебовых-Стрешневых, — отдать на растерзание коммерсантам.
Но — отстояли. «Театру быть!» — решили власти столицы. И началась реставрация.
— Уже скоро «Геликон-опера» вновь сможет ставить спектакли на исторической обновленной сцене, — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — «Геликон-опера» станет театром мирового уровня: историческое здание удалось соединить с новыми технологиями.
Художественный руководитель театра Дмитрий Бертман признается: сбывается его мечта. И уже знает, как назвать два зрительных зала и музыкальную гостиную. Новый зал получит имя Игоря Стравинского — великого, но мало отмеченного на родине композитора. Восстановленный исторический зал назовут в честь княгини Глебовой-Шаховской-Стрешневой. Благодаря ей появилось и здание этого театра, и многих других. А одна из двух анфиладных комнат увековечит имя Елены Образцовой...
Еще пара штрихов для создания неповторимой оперной акустики... Почти готовы и деревянные короба — в них зашуршит, вберет воздух галька. И потолок здесь акустический, усыпан звездами.
— Созвездие выбрано не случайно, — показывает, словно рисует карту небосвода, Дмитрий Бертман. — Его подбирали как раз под 25-й день рождения театра. Так, как оно будет выглядеть 10 апреля.
Как знать, возможно, на далекой горе Геликон музы и посещали Аполлона. Но то, что они сейчас даруют реставраторам и строителям вдохновение превращать внутренний двор старинного строения в современный зрительный зал — между прочим, на полтысячи человек, — сомневаться не приходится.
В этом внутреннем дворике — теперь он накрыт крышей — сохранены даже окна. Они, как и во времена их первой хозяйки, слегка асимметричны. Будто допущена тогда была строителями легкая небрежность, неточность, точно сделаны они на глазок...
— А в окошки будут встроены специальные панели, — продолжает Дмитрий Бертман. — Зритель заходит во двор, усаживается. Теплым светом отражаются окна. Вскоре гаснут. Начинается спектакль.
Сезон откроется осенью. Первой обещают поставить оперу «Садко». Пригласят на премьеру Пласидо Доминго — когда-то он был весьма обеспокоен судьбой театра.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Бочкарев, руководитель Департамента строительства города Москвы:
- Строители приступили к монтажу сценического оборудования, устройству акустического потолка зала и развешиванию геликонов. Сцену оснастят подъемно-отпускными платформами, которые смогут синхронно подниматься и опускаться на глазах зрителя. Это позволит быстро менять декорации.