По общепринятым правилам экологичность транспорта определяется выбросом собственных продуктов переработки в атмосферу / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Эксперты рассказали, зачем ограничивать движение неэкологичного транспорта

Город

В Москве могут появиться ограничительные зоны въезда для неэкологичных автомобилей. Об этом сообщили на сайте Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

В СПЧ также предложили использовать определенные дорожные знаки и создать систему видеоконтроля на границах таких зон, чтобы фиксировать нарушения.

Для решения экологических проблем Совет предлагает ввести ограничения для транспорта 0, 1, 2 и 3-го классов. На 2016 год доля неэкологичного транспорта составляла более 40 процентов от общего числа автомобилей столицы.

Мэр Москвы Сергей Собянин поддержал предложения правозащитников и выразил благодарность за "неравнодушное отношение к вопросам улучшения экологии".

Кандидат экономических наук, эксперт по оптимизации транспортной деятельности Вячеслав Белобжецкий рассказал о том, что такое неэкологичный транспорт и чего не хватает в концепции этого нововведения.

— По общепринятым правилам экологичность транспорта определяется выбросом собственных продуктов переработки в атмосферу. Чем транспортное средство старше, тем ниже его энергоэффективность. Следовательно, экологичный транспорт — это тот, в котором разработчики предусмотрели снижение процента выбросов вредных веществ в атмосферу. В вопросе экологии также присутствует маркетинговая составляющая. Например, длительное время в обществе бытовало мнение, что дизельное топливо — самое дружественное по отношению к окружающей среде, сейчас тенденции сменились, дизель признали опасным и спрос на него снизился. Для того чтобы не оперировать множеством фактов, было введено такое понятие, как еврокласс двигателя. Этот класс указывается в техническом паспорте автомобиля. Сейчас существует класс Евро-6 — самый экологичный, но в России он не очень распространен. У нас нормой считаются двигатели Евро-4 и Евро-5. Поэтому сейчас производитель не может выпустить в оборот автомобиль классом Евро-1.  

По словам специалиста, создание ограничительных зон никак не повлияет на ухудшение дорожно-транспортной обстановки — пробок не будет. 

— Эти зоны уменьшат количество старых автомобилей в центре Москвы. Пешеходный центр будет менее загазован. Но подходить к решению экологической проблемы нужно комплексно. Водители на Евро-5 тоже не должны круглосуточно кататься по центру. За день он может нанести вред экологии посерьезнее, чем любой Евро-1, стоящий на парковке. Поэтому создание ограничительных зон — это, безусловно, позитивный шаг к решению вопроса экологии, но не финальный.  

Вячеслав Белобжецкий отметил, что для улучшения экологической обстановки прежде всего необходимо в несколько раз увеличить размер штрафов за неправильную парковку и другие нарушения действующего законодательства. 

— Может быть, даже стоит сделать бесплатные парковки для электромобилей и других экологичных транспортных средств. Нужно поощрять и создавать благоприятные условия пользования для тех, кто заботится об окружающей среде. 

Урбанист, автор блога Аркадий Гермаш также уверен, что нововведение пойдет всем только на пользу.

— Я думаю, что такие зоны будут подразумевать ограничение для въезда в город неэкологичного транспорта. Возможно, такие машины будут объезжать "зоны" по другим, специально выделенным дорогам. Это был бы самый идеальный вариант решения проблемы. На самом деле такие зоны — это далеко не новшество в мировой автомобильной среде. Такая практика есть во многих городах мира. Это некий стимул для того, чтобы люди обновляли автомобильный парк и не ездили на машинах, двигатель которых "выбрасывает" в атмосферу объем выхлопов как 20 других, более экологических машин. Можно долго рассуждать на тему материальной обеспеченности населения, но здесь речь скорее идет о лоббировании общественного блага. Каждый из нас дышит воздухом, и если кто-то отравляет этот воздух только из-за отсутствия возможности обновить свой автомобиль, то здесь вряд ли можно "смириться и понять".

По данным статистики, в XXI веке удельный вес всех вредоносных транспортных выбросов в окружающую среду достигает предельного уровня. Его показатели превышают металлургические, газовые и другие промышленные отрасли. Неэкологичный транспорт приводит к загрязнению воздуха выхлопами — 95 процентов от общего объема выбросов, показатель шумового "мусора" составляет более 50 процентов, а общее воздействие на климат— 70 процентов. Одна тонна горючего в процессе сгорания выделяет до 800 килограммов вредных веществ. Если двигатель машины работает на этилизированном бензине (продукт смешивания топлива с определенным видом присадок), то в воздух в таком случае будет попадать свинец, который оседает на почве и загрязняет ее. Через землю металл аккумулируется в растениях, а потом попадает в организм животного или человека. Но самая большая проблема в том, что одним свинцом автомобильные выбросы не ограничиваются. Работающий двигатель "выдает" в воздух более трехсот вредоносных химических веществ и соединений.

КСТАТИ

Экологический класс в автомобильных документах указывается с 2010 года. По последним статистическим данным ГИБДД, в России зарегистрировано более 7,7 миллиона легковых машин, возраст которых превышает 10 лет и порядка 14,5 миллиона машин старше 15 лет. 

amp-next-page separator