Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Как менялись модные тенденции украшения садов

Город

29 августа в музее-заповеднике «Царицыно» стартовал II Фестиваль исторических садов. Здесь представлены 25 вариантов садов разных эпох в миниатюре, и внимательные зрители смогут проследить, как менялись модные тенденции их украшения и обустройства.

В этом году тема фестиваля — «Сады, вдохновленные историей», поэтому каждая работа отражает стиль и идеи разных исторических периодов, от модерна до экспериментов нашего века.

— Традиция украшать свои участки садами очень древняя, — рассказывает главный архитектор Парка Горького Лидия Леонтьева. — Во времена жизни Василия Третьего (отца Ивана Грозного) садовники создавали злаковые сады, как будто вытканные полотна. Подъезжая к храму Вознесения в Коломенском, гости могли наблюдать результаты их искусной работы. Я уже не говорю об Алексее Михайловиче и его Просянском саде, усадьбах Коломенское, Измайлово, дворянских усадьбах. Романовы, Рюриковичи продолжали традиции воссоздания рукотворных ландшафтов. Свой вклад внес и Петр I со своей любовью к голландскому барокко. Дальше, в середине XVIII века, все это проникает в Москву — Никита Юрьевич Трубецкой привозит барокко в Москву.

Как выглядели сады полтора века назад, можно представить, увидев садово-парковую инсталляцию «Московское барокко» — это реплика парадного партера в усадьбе Трубецкого в Нескучном саду.

— В роскошной усадьбе лоск регулярности пространства соседствовал с природной естественностью оврагов и берега реки Москвы, — поясняет Лидия Александровна.

Сады во все времена были не просто местом для отдыха, но и показателем социального статуса государства, хозяина, личности, его вкусовых особенностей, влиятельности.

Так, Лев Толстой не был богатым человеком, однако его дом находился в ожерелье садов, украшенных цветниками и клумбами.

БЫЛО С середины 1980-х годов проводилась реставрация Хлебного дома, восстановление Большого дворца и павильонов, к 2004 году почти все работы были завершены / Фото: https://pastvu.com/

Невероятную атмосферу «Ясной Поляны» можно ощутить, увидев инсталляцию ландшафтного архитектора Екатерины Богановой «Пчелы жужжат в саду».

— Лев Николаевич любил работать в саду, на веранде. В своем письме от 1879 года он писал: «Мы все занимаемся устройством цветников, копаемся в земле лопатами, всякий устраивает свою клумбу», — цитирует классика Екатерина Боганова. — Причем сажал он не только благородные розы, но и полезные растения — душицу, мелиссу, тысячелистник.

Автор работы специально использовала в своей работе лекарственный иссоп, на аромат которого слетелись шмели и пчелы. И территория площадью 100 квадратных метров превратилась в маленькую «Ясную Поляну».

— Многие знают Льва Толстого только как писателя, а ведь он был прекрасным агрономом, цветоводом, лесоводом, — говорит заведующий заповедником «Ясная Поляна» Владислав Воронцов. — Лев Николаевич был «продвинутым» хозяином, он регулярно ездил на выставки, где покупал технику, семена, животных, например, доподлинно известно, что как-то он привез с выставки японских поросят. В его хозяйстве разводили птиц, пчел, в прудах водилась рыба. Сад был отдельной историей, Толстой выращивал в усадебном комплексе персики, кофейные деревья и даже ананасы. В то время в усадьбах ананасы выращивали, как сейчас картошку. А на Рождество в гостиную могли принести вишневое или персиковое дерево с плодами. Садоводство стало семейной традицией, взрослые и дети с удовольствием украшали свои многочисленные сады.

Сегодня, несмотря на бешеный ритм жизни города, москвичи стараются выходные проводить на даче, где у многих есть свой сад. Одни высаживают плодовые деревья, другие отдают предпочтение цветам, а третьи меняют предпочтения, следуя моде.

— В настоящее время популярны ковровые цветники, вертикальное озеленение вьющимися растениями, живые изгороди, — делится знаниями доктор биологических наук, дендролог, ландшафтный архитектор Ольга Ломанченкова. — Если у сада строгий стиль, то это топиары (кустарниковая скульптура: фигурная стрижка деревьев и кустарников. — «ВМ»), использование метода прогрессии, когда понижается высота растений или с определенным шагом меняются их диаметры. Я в своих работах часто использую сирень, которая до самых заморозков не теряет листья, спирею — она отлично стрижется, хосту — у нее более 200 вариантов. Очень хорошо смотрятся сады-комнаты, стиль кантри с ромашками. Но самое главное — обязательно должен быть виден газон, пространство должно читаться.

Каждый, представленный участниками фестиваля сад рассказывает свою историю: «Русские горки» — о невероятных ощущениях детства, «Версаль ледникового периода» — о белоснежном замерзшем великолепии, «Из глубины веков» — об утраченном прошлом.

— Мне больше понравился сад «Воспоминание» Милы Русковой, — говорит одна из посетительниц, 63-летняя Елена Сергеева. — Этот деревенский домик, ставни, окошки, цветы, деревца, словно из моего детства. Посетив фестиваль в прошлом году, я купила в собственный сад две скульптуры и посадила вьюн, который украсил беседку. Семье нравится. Сад ведь не просто место, где можно прогуляться, посидеть с книжкой, поразмышлять о будущем. Это то, что мы оставляем будущему поколению, это добрая традиция.

Читайте также: После завершения фестиваля «Цветочный джем» растения передадут городским паркам

amp-next-page separator