Ефросинья Иванова впервые посещает бункер. Особенно ей понравились хранилища, где можно было ознакомиться с копиями секретных документов / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Секретный бункер открылся для посещений. Чем он так пугал прежних владельцев

Город

В столице для свободного посещения открыли еще один бункер. Им стал «ЧЗ-703» — бывшее хранилище для секретных документов. Журналист «ВМ» выяснила, чем оно так пугало своих прежних владельцев.

2-й Новокузнецкий переулок, 14. Захожу в открытые ворота и оказываюсь в бывшем здании КПП. Только теперь на его месте небольшая кофейня и сувенирная лавка. А дальше за дверью неприметный, скрытый забором домик без окон, по кромке ограды — колючая проволока. Так и выглядит центральный вход в бункер. Возле него меня уже ждет гид Дмитрий Юрков — историк и научный руководитель Музея современной фортификации.

Музеем этот прежде засекреченный объект стал недавно — в 2018 году. Бывший владелец — Министерство иностранных дел России — использовал помещение 45 лет, пока один случай не вынудил хозяина в спешке покинуть его.

— Когда в 1950-х бункер только начинал строиться, планировалось, что он будет фильтровентиляционной камерой метрополитена. То есть здесь должны были установить фильтры, которые обеспечили бы превращение метро в бомбоубежище, — рассказывает Дмитрий, и мы начинаем спускаться по крутой винтовой лестнице. — Но, когда стройка началась, после первых испытаний проект пересмотрели, отказались от задумки и пустующие недостроенные ходы передали Министерству иностранных дел. Ведомство превратило их в бункер и назвало «ЧЗ-703», что расшифровывается как чрезвычайный заказ. Действовал он с 1961 года, пока 1 января 2005 года, прямо на Новый год, не произошла серьезная авария. Внутрь между тюбингами, использовавшимися в отделке стен, просочилась вода и начала затоплять одно из хранилищ.

12 испуганных сотрудников, обслуживающих бункер, начали спасать самое ценное, для чего он и создавался: секретные документы и международные договоры. К счастью, сохранить их удалось, поскольку все материалы держались в запечатанных чемоданчиках, а те в свою очередь — в специальных сейфах. Но хранилище сразу закрыли, а сотрудники вместе со всеми имеющимися бумагами в срочном порядке эвакуировались. Больше в бункер никто так и не вернулся. Тогда убежище вновь отошло на баланс города, а в 2018 году перешло к Общественной ветеранской организации «Доблесть и мужество».

К концу рассказа мы с моим провожатым уже преодолели верхнюю и нижнюю шахты и оказались на глубине 42 метров под землей.

— До потолка 31 метр. Это, наверное, одно из самых высоких помещений в Москве, в которые можно попасть свободно, — смеется историк. — А вообще, над потолком еще два метра железобетона, пять метров земли и... детская площадка «В гостях у сказки». Хотя вся сказка на самом деле гораздо глубже.

Оглядываюсь. Темное помещение с влажными стенами и полом. Периодически вода капает и с потолка, попадая прямо на темечко или на нос.

— Известняк, который нас окружает, пропитан водой, — объясняет Дмитрий Юрков. — Нужна реконструкция, но на нее ни у кого нет денег.

Из-за этого, если стены вновь не выдержат потока воды, бункер закроют навсегда, а потом, чтобы под столицей не было пустот, просто зальют все помещение бетоном. Поэтому государство передало его некоммерческой организации всего на 20 лет.

Проходим к первой двери. За ней несколько шкафчиков, видимо, оставшихся от документов, а дальше еще один закрытый проход.

— Туда нельзя. Это ОСВ — служебно-соединительная ветка метро. По ней курсируют торговые поезда, которые доставляют в бункеры товары, — объясняет гид. Шутим, что можно заказать пиццу. — Это будет самая дорогая доставка за всю историю, ведь обойдется она в 50 тысяч рублей.

Возвращаемся к лестнице и подходим к соседней двери, за которой нас ждет так называемый коридор секретного спецобъекта. Помимо основных источников света, путь указывают и цифровые часы с едкой зеленой подсветкой, явно оставшиеся еще с советских времен. Именно в этой части бункера находятся самые важные помещения. Среди них — комната с баллонами с недельным запасом кислорода, санузел, который под действием насосов отправляет отходы наверх, в канализацию, и три заветных хранилища.

Первое историки оборудовали под выставочное пространство с противогазами, прибором для измерения радиации. Здесь же хранятся фотографии и копии документов. Второе, которое в свое время и оказалось затопленным, превратилось в лекционный зал. По размерам оно гораздо масштабнее первого и выглядит в точности как тоннель метро: такое же вытянутое полукруглое помещение. Почему-то именно там мне перестало хватать кислорода, закружилась голова, отчего я постаралась поскорее выйти наружу. Тогда мы с Дмитрием поднялись в небольшую комнату с письменным столом, приборами для регулировки герметизации и сушилками для бумаг.

— В помещении с таким уровнем влажности документы высушиваются при помощи следующей технологии: в сушилках воздух поливается ледяной водой, тот охлаждается, выпадает роса, и помещение становится более сухим, — поясняет историк.

Бумаги, которые сохраняют таким образом, до сих пор находятся в третьем хранилище. Правда, это не оригиналы, а копии, но их также держат в надежных пронумерованных сейфах.

— Именно этим наш бункер и отличается от других в Москве, — подытоживает Дмитрий. — Он единственный из рассекреченных, который предназначался исключительно для хранения секретных документов.

Другие бункеры столицы

Свободных для посещения убежищ в Москве почти нет. Открыт на сегодняшний день лишь «Бункер-42». А вот раскрученный бункер Сталина в Измайлове, по словам историков, не что иное, как обычная заманиловка для туристов. Остальные же объекты строго охраняются. Среди них — «Ближняя дача» вождя и уже рассекреченная подземная дорога, которая связывает бункеры под Кремлем и под парком «Зарядье», а также подземку на Арбатско-Покровской линии.

Читайте также: Новые тематические проездные появились в московском метро

amp-next-page separator